И назвали село Накоряково…

Автор: Мешавкин Степан Петрович

Информация взята из статьи в районной газете «Ленинское знамя» от 16 августа 1984 года. Автором статьи является Мешавкин Степан Петрович (1921-1993гг.), сын первого председателя колхоза «Батрак».

Родился он в 1921 году. Степан Петрович был творческим человеком, всегда что-нибудь изобретал. Его мечтой было – изобрести вечный двигатель. Он внес самый большой вклад в историю села. Записывал основные сведения, а в 1984 году отправил свою статью в газету. Эта заметка и легла в основу  летописи нашего села.

В восьми километрах от старого Сибирского тракта, по сторонам которого ещё сохранились древнейшие «екатерининские» берёзы — свидетельницы большой истории, на реке Пут расположилось село Накаряково.

Возникло оно во второй половине XIX века.

Идут годы, но все также течёт мелководный Пут, как и в то время, когда к его берегам впервые пришли люди, вероятнее всего марийской национальности. В языке манси слово «пут» означает «котел». Возможно, река получила название из-за многочисленных омутов, возможно, из-за найденного на ней древнего медного котла, принадлежавшего кочевым народам.  Об этом говорят подмытые рекой захоронения, где были обнаружены женские украшения мариек, бронзовые бляхи от конской сбруи. Проходили по-видимому по этим местам и отряды Пугачёва. Подтверждением тому может служить чугунное ядро весом в восемь фунтов, найденное жителями Накаряково при разработке целины. Сегодня о том, как попало сюда ядро, можно только догадываться — то ли был здесь бой, а может, обронено оно было при перевозке, утеряно у дороги на Талицу, связывающую в свое время Нижние Серьги с Сибирским трактом.

В начале XIX века на место, где сейчас раскинулось село, прибыл Федор Николаевич Накаряков. Приехал он с женой и с двумя сыновьями, поселился рядом с марийской деревушкой Упеей. Насчитывалось в ту пору не более пяти дворов. Впоследствии у Петра родилось еще два сына, и фамилия Накаряковых стала самой распространенной. С тех пор повелось за поселением название Накаряково. Занявшись земледелием, постепенно обзавёлся хозяйством. Для помола зерна на речке, которая и по сей день носит название «Мельничная», соорудил дамбу и мельницу. Часть этой дамбы, которая удерживала необходимое количество воды, сохранилась и по сей день (по данным на 1984 год). В настоящее время этих построек нет. Затем была построена плотина на Путе. Но простояла она недолго. Либо половодьем смыло землю, либо от больших дождей прорвало плотину. Восстанавливать ее не стали, а перебрались к речке Упейке.

До нашего времени дошли сведения, что следом за Накаряковым приехал с семьей Аркадий Мешавкин и привез двух сыновей подростков. Старшему из них в то время исполнилось десять лет. Затем прибыли еще несколько семей со всех концов России.  Деревня росла медленно, так как жили хозяйством в одном доме, сыновья не уходили из-под родного крова после женитьбы по 15 — 20 лет. Численность семей доходила порой до двух десятков человек.

По данным на 1901 года, деревня Накоряково считалась русским поселением, стояло здесь несколько десятков крестьянских усадеб, приписанных к Кленовской волости Красноуфимского уезда. Жители деревни занимались исключительно сельским хозяйством.

Около 1880 года, по сохранившимся воспоминаниям одного из сыновей переселенца Аркадия Мешавкина, в деревне насчитывалось 16 домов. Иван Федорович Мешавкин вспоминал, что была в деревне в то время школа, куда его записали восьмилетним пацаном. Она только носила название школы и представляла из себя маленькую, на подворье покосившуюся избушку с подслеповатыми оконцами. Образования, полученного здесь, едва хватало на то, чтобы кое-как написать мало-мальское прошение, да по слогам прочитать газету. Во второй половине девятнадцатого века в деревню стали прибывать новые переселенцы – Некрасовы, Парфеновы, Огородниковы, Детковы. К концу 1911 года в Накаряково  насчитывалось 72 двора. Дома в большинстве своем были бедные. Постоянной эксплуатации наемной рабочей силы не было, но в некоторые семьи брали работников. Было это в том случае, когда не хватало рабочих рук. После окончания осенних полевых работ, мужчины были вынуждены уезжать на заработки – в Нижние Серги возить руду и дрова на завод и углежжение, некоторые выбирались в теперешний Артинский район, занимались перепродажей зерна и муки. Выручка от такой «торговли» составляла гроши. Три – четыре рубля за неделю считались отличным заработком. Перед второй мировой войной в Накоряково появились первые механизированные жатки – самосброски, сенокосилки, конные молотилки. В 1914 году большинство накаряковских мужчин ушло в солдаты. В 1915 году здесь была построена небольшая деревянная однопрестольная церковь, освящение которой прошло в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Еще хуже стало житье-бытье оставшихся в деревне. Безграмотность, неумение ориентироваться в политической обстановке не дали понять на отступивших после Великой Октябрьской Социалистической революции перемен. А во время Гражданской войны доходило до парадоксов – толком не могли определить, где «красные», где «белые». Несколько человек разбитого белогвардейцами отряда поплатились жизнью из-за этого. Подойдя к деревне, поинтересовались, какая часть расположилась возле нее. «А кто его знает? – услышали в ответ. – Вроде «ваши». «Ваши» оказались белогвардейцами… Раздетых красноармейцев увезли на край деревни, где зверски закололи штыками. Только после завершения гражданской войны останки замученных защитников молодой Советской власти были перевезены в Бисерть и с честью похоронены неподалеку с теперешней школой работающей молодежи.

В конце 1923 года в Накаряково создается сельский Совет, первым председателем которого стал Арефий Николаевич Мальцев. В Совет вошли деревни: Накаряково, Упея, Атняшка, Васькино, Сосновый Бор, Русиново. В середине двадцатых годов было создано машинное товарищество, где можно было по сходной цене купить конные плуги, сеялки, жатки. Если у крестьянина не находилось денег на приобретение, товарищество оказывало всяческую помощь.

В конце 1920-х годов в Накоряково работал молодой землеустроитель, будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев.  Он занимался межеванием колхозных земель, проводил геодезическую съемку при строительстве, разбивал территории под строительство первой школы. Сохранился в селе и дом, где Брежнев снимал угол. В Накоряково началась головокружительная карьера будущего лидера страны. Здесь он вступил в Коммунистическую партию и был избран депутатом Бисертского районного Совета депутатов трудящихся. О том времени сам Леонид Брежнев вспоминал: «В годы работы землеустроителем я впервые ощутил себя полномочным представителем Советской власти в глазах сотен людей. По тому, как ставились нивелир и мерная рейка, крестьяне судили о политике партии».

Дом, где Л.И. Брежнев снимал угол

В то время остро чувствовалась нехватка грамотных работников. Да и крестьянство тянулось к знаниям, захотело учить своих детей. Поэтому решено было всем миром построить школу. Копали ямы под фундамент, закладывали его, рубили лес не за плату. Многие понимали, как нужны молодой стране Советов образованные люди. В 1928 году новая школа приняла своих первых питомцев. За год до этого начал организовываться  колхоз «Батрак». В него вошли семь дворов – хозяйств. Первым его председателем был избран Мешавкин Петр Иванович.  В 1928 году колхоз был реорганизован в коммуну имени Азина, председателем назначили Мешавкина Дмитрия Ивановича. В конце 1929 года объявили всеобщую коллективизацию и осенью 1930 года организовали колхоз «Крестьянин». Впоследствии колхоз «Крестьянин» и коммуна «Азина» слились, так был образован колхоз «Большевик».

Землю в те двадцатые годы обрабатывали лошадьми. Урожай зерновых в урожайные годы не превышал десяти центнеров с гектара, а в обычные составлял семь-восемь. Потому на один трудодень поначалу приходилось в колхозе по одному, а с развитием хозяйства по два килограмма зерна. Две бригады обрабатывали колхозные поля, к каждой было приставлено по сорок лошадей.

Много написано о том, как советский народ пережил труднейшую и величайшую битву с фашизмом. Четыре года женщины, старики и дети на селе вели свой тяжелый «бой» за хлеб для фронта. Среди них были и колхозники «Большевика». Как могли, вносили они свой вклад в Победу. Голодали сами, но выполняли государственные поставки.

Истощенное лихолетьем хозяйство принял Егор Федорович Некрасов. Не успел колхоз подняться на ноги, как заморозки 1947 года уничтожили урожай зерновых. С гектара едва набрали по четыре центнера. Только спустя пять лет положение изменилось к лучшему. К этому времени кроме получаемой на трудодень муки, колхозниками стали выдавать деньги.

В 1960 году колхоз вошел в состав совхоза «Кленовской», а спустя несколько лет – «Бисертский».

Но поскольку хозяйства Накаряковского, Васькинского и Сосновоборского отделений Бисертского совхоза обладали большим собственным хозяйственным потенциалом, то в январе 1967 года было решено из этих трех отделений образовать совхоз «Накаряковский».

В 1967 году село Накоряково стало центром одноименного совхоза. Неузнаваемо изменилось за последнее время село. Не единицами и десятками, а сотнями нужно считать дома в Накаряково. К имеющейся полтысячи строений каждый год прибавляются все новые и новые. В центре села появился современный Дом культуры. Есть неплохая библиотека, о которой в свое время жители не могли даже мечтать. Не так давно справил новоселье фельдшерско-акушерский пункт, начато строительство новой школы – восьмилетки. Есть в селе и хорошие магазины, проложен водопровод, работает столовая. Залогом дальнейшего развития Накаряково можно считать появление здесь одной улицы. Так и назвали ее «Новая». И построили на этой улице ясли, в которые приходили самые юные селяне. Они станут свидетелями дальнейшего развития уральского села, своего села Накаряково.

С.Мешавкин, ветеран труда, с.Накаряково.

Вид с горы на село

P.S.

Впоследствии на совхозные средства в селе отстроили новую школу и интернат. Строилось и благоустроенное жилье для совхозных рабочих. Само хозяйство считалось одним из передовых не только в районе, но и в Свердловской области.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий