Копылов Петр Николаевич

Копылов Петр Николаевич

Автор: Из музея Кленовской школы

Копылов Петр Николаевич родился в 1913 году в с.Кленовское. До войны работал весовщиком.

27 августа 1941 года он был призван на фронт. Попал в 88-ую стрелковую дивизию 14-ой армии на Карельский фронт. Здесь и погиб в начале ноября 1941 года в районе Лоухи.

В начале ноября 1941 г. немецкое командование предприняло наступательную операцию в направлении Кестеньга — станция Лоухи.

На Кольском направлении действовала немецкая армия ‘Норвегия’. Начальником штаба был назначен полковник Бушенгегн.
Задачей ‘Норвегии’ было наступление на Кольский полуостров и движение до Белого моря. м операции намечалось овладеть Мурманском и главной базой Северного флота —Полярным, захватить Кировскую железную дорогу и тем самым изолировать Кольский полуостров от центральных районов страны, оккупировать Советскую Карелию и овладеть всем бассейном Белого моря до Архангельска включительно.

Наступать планировалось по разобщенным направлениям воль дорог тремя отдельными группировками. 1 направление – Ухта, Кестеньга, далее до Лоухи и Мурманской железная дорога. 2 направление – на Кандалакшу, к Белому морю затем на север, вдоль Кировской железной дороги. Силы, действующие на 3 направлении, рассредоточены в районе Никеля, Печенги. Их задача – разгромить наши части, расположенные вдоль советско-финской границы, овладеть базами Северного флота, затем двигаться на Мурманск. Захват территории планировалось провести за две недели.

В начале ноября 1941 г. немецкое командование предприняло наступательную операцию в направлении Кестеньга (взята 8 августа) — станция Лоухи, между озёр Пяозеро и Топозеро , поставив целью перерезать железную дорогу Мурманск — Ленинград.

Наступление имело важное значение, так как с захватом станции Лоухи противник лишил бы нашу страну железнодорожного сообщения с Мурманском. Этим самым могли быть созданы большие трудности в обеспечении всем необходимым наших войск и Северного флота и в сообщении Советского Союза с внешним миром через Север.

Местность на данном направлении лесисто-болотистая, с большим количеством озер, небольших рек с заболоченными поймами, болот. Количество дорог, пригодных для движения, очень ограниченное.
Наступление значительного количества войск с их боевой техникой в направлении Кестеньга- станция Лоухи возможно было только вдоль шоссе и проходящей рядом железной дороги.

В ночь на 1 ноября 1941 г. противник после сильной артиллерийской подготовки прорвал оборону 88-й стрелковой дивизии и начал развивать наступление вдоль шоссе на восток.

Впервые на Карельском фронте противник применил массированные удары авиации по переднему краю. 40 бомбардировщиков сделали по два вылета.

В этой критической обстановке командование Карельского фронта принимает решение срочно перебросить из под Мурманска на Лоухско-Кестеньгское направление испытанную в боях 186-ю стрелковую, которая и здесь показала чудеса храбрости.Уже в первый день нашего контрнаступления «Полярники» овладели несколькими опорными пунктами врага.

Находясь на направлении главного удара, совместно с воинами 88-й стрелковой дивизии, 186-я стрелковая дивизия сумела не только остановить продвижение врага к станции Лоухи, сорвать его планы, но и отбросить неприятеля на 14-15 км. Перерезать Кировскую железную дорогу, выйти к Белому морю и блокировать Мурманск немцам так и не удалось.

Нынче на местах, где воевала 88-я стрелковая дивизия стоит памятник погибшим войнам.


Об этих боях более подробно можно прочитать 88-я_стрелковая_дивизия_(1-го_формирования).

Оставьте комментарий