В деревню за смыслом

Автор: Гасников Вячеслав Георгиевич

Объезжал нынче вместе с главой Нижнесергинского района Еремеевым В.В. и главой Кленовского поселения Матвеевым А.Л. населенные пункты: Сосновый Бор, с.Накоряково и д.Васькино, где они делали отчеты о проделанной работе.

Проблемы на всех территориях очень похожи, но на первом месте стоит медицинское обслуживание населения. Народ не устраивает система оптимизации медицины, которая прошла в последние годы, где в небольшие населенные пункты выезжают выездные фельдшерские машины в течение 2-х раз в неделю. Не хватает на территории медицинских работников, особенно врачей с высшим образованием. Глава района заверил, что он всё сделал, чтобы Бисертская больница была закреплена за жителями населенных пунктов. В д.Сосновый Бор основные проблемы были связаны с заготовкой дров, которые приходится вывозить из лесосек, расположенных на значительном расстоянии от населенного пункта. Что строевой лес вырубается и продается в неизвестном направлении. Стояли  вопросы также об освещении улиц и графике автобусного сообщения населенных пунктов с Бисертью и Нижними Сергами.

Жители д. Васькино в местном ДК на встрече с главами

В д.Васькино решился вопрос о строительстве моста, на который выделено из областного бюджета 17 млн.руб. Были поставлены вопросы о ремонте ДК, о выделении денег на приобретении школой проекторов.

В.В.Еремеев и А.Л.Матвеев среди учителей Васькинской школы

Из этой поездки удалось достать материал ещё об одной давно исчезнувшей деревни-Русиново, опубликованный в бисертской газете «Машиностроитель», перепечатку которого привожу ниже.

ПОЗАБЫТЫЕ СЕЛЕНИЯ

Русинов Александр Ивано­вич

ЕЩЁ ДОЛГО мы слушали рассказы о той жизни, которая нам кажется какой-то странно нереальной, а ведь если задуматься, она кажется гораздо правильней той, в которой мы живём. Общество, в котором не гонятся за деньгами, в котором живут среди природы, в котором игра, учёба и трудовые навыки не отделены друг от друга…

Как бы то ни было, но пришло время возвращаться. Так сложилось, что после насыщенной и деятельной жизни в городе во времена лихих 90-х и последующих активных 2000- х, наш герой решил переехать жительство в деревню и завести знакомство с сибирскими староверами.

Думаем, что пришло время назвать имя того, к кому мы приезжали. Зовут этого человека, гостеприимного хозяина, мастерового, строителя, изобретателя, знатока, весьма поднаторевшего в вопросах теологии и истории — Варывдин Сергей Геннадьевич. Хочется, чтобы во всех начинаниях ему сопутствовал успех и призываем читателей поинтересоваться его изделиями, может быть, кто-нибудь найдет время посетить его интересную мастерскую и выбрать что-нибудь для себя: в свой дом, баню, порадовать забавными фигурками детишек или украсить садовый участок. Дополнительно узнать о мастере, резном деле и его уникальных изделиях из дерева можно на сайте: www.rd96.ru

Мы же, расставшись с мудрым умельцем, тему деревенскую не бросаем и плавно переходим к следующему пункту назначения, к несуществующему ныне поселению-деревне Русиново. Благо, что расположено это место недалеко от Соснового Бора, за деревней Атняшка. Ознакомиться с этим уголком уральской земли предложил нам Русинов Александр Иванович, потомок уроженцев исчезнувшей деревни. А доставил нашу импровизированную экспедицию на место и продемонстрировал все окружающие достопримечательности Акмалетдинов Данис Мирсаитович-помощник егеря Накаряковского охотхозяйства. Для этого на базе был предоставлен мощный снегоход и вместительное прицепное…корыто (как оказалось, очень удобное для такого рода поездок средство). Представитель охотхозяйства сел за руль, один из нас — на пассажирское сиденье, ещё двое расположились в прицепе и двинулись в путь. Передать словами восторг от такой по ездки сложно, напрашивается сравнение с оленьей упряжкой или даже с ковром-самолётом. А сама поездка похожа на полёт, особенно в прицепе. Незабываемым впечатлениям поспособствовала ранняя весенняя погода и рассказы нашего проводника во время коротких остановок. Гостеприимный экскурсовод поведал нам несколько интересных историй, возможно баек, которые мы передаём и Вам, наши дорогие читатели. Еще раз напоминаем, что за достоверность историй мы не ручаемся, как говорится: «за что купили, за то и продаём», но не поделиться услышанным считаем не вправе. Так первая услышанная нами история гласит, что некогда на горе за речкой, протекающей у деревни Русиново, проходили состязания местных парней с соседями. Так вот бились богатыри не кулаками, не палками, а мешками, в которых лежали гири?!? А в другой истории было поведано, что в местных лесах хранятся могилы великанов, которые были похоронены здесь в давние времена. Нам было обещано, что когда растает снег и земля подсохнет, мы сможем принять участие в поисках этих захоронений.

Так с остановками добрались мы и до основной точки нашего маршру­та — урочище Русиново (уже позже, поинтересовавшись темой в интер­нете, узнали, что в путешествиях по этим местам мы были не одиноки, во всемирной сети выложены точные координаты этих мест, сделанные волонтёрами). Двигаясь дальше, посетили реально существующее позаброшенное кладбище, расположенное посреди леса, оставшееся от некогда существовавшей деревни Контуговка, прочитали на оставшихся там могилках известные у

нас в Бисерти фамилии. Инициатор путешествия — Александр Ивано­вич — рассказал нам о своей малой родине, показал, где чей дом стоял, где была школа. Поделимся и с Вами этим рассказом:

«Деревня Русиново основана моим прадедом — Русиновым Иваном Никифоровичем, 1858 года рожде­ния и его братьями, которые туда переселись по неизвестной мне причине из деревни Сыра в то время Пермской губернии (100-120 км. от Бисерти). У его семьи был крепкий дом, хозяйство, была заимка, где гнали деготь, смолу и, конечно, свои кони. В деревне существовала школа, поселение насчитывало до 30 дворов.

Когда пришла Советская власть — прибыли уполномоченные. Дом прадеда приглядели для размеще­ния сельсовета, хорошо, что было лето — прежние хозяева успели построить небольшой дом. В нём и рос с малых лет мой отец со своим дедом, так как его отец (мой дед), умер рано, когда отцу моему было 4 года, а некоторое время спустя его мать (моя бабушка) повторно вышла замуж, за другого, он работал в милиции, спустя время даже был начальником милиции п. Бисерть. Когда отец ходил к матери в Бисерть, отчим его, можно сказать, особо не привечал. Так что мой отец рос с дедом.

Затем, как со многими случалось в те времена, прадеда моего раскулачили. Сидел, не сидел он — не знаю, но отец с ним был в Свердловске во ВТУЗ-городке — наверное, в трудармии.

У моего прадеда было 4 сына и 3 дочери. Потомки многих живут в Бисерти и по окрестным деревням, в Екатеринбурге и в Дружинине. Жива родная сестра моего отца — живет в Домодедово, ей 92 года, видимся часто (там семья). В поселке Би­серть проживают две двоюродные тётушки, обеим за 90 лет. Один из последних жителей д. Русиново — дядя Коля Русинов, который жил там с 1956 по 1969 год (с переры­вом, с выездом), сейчас живёт в леспромхозе.

В деревне Русиново был колхоз «Трудовик». После объединения с Васькино и Атняшкой колхоз назва­ли именем «Жданова».

В деревне были огороды, поля, которые сеяли вручную. У реки садили капусту (капустник). Была на р. Атняшка плотина, мельница, дом мельника, много рыбы, после посевной проводили Сабантуй.

В школе учителями были: Тарасов Андрей Павлович (корни не бисертские), Агафонова Анна Петровна.

В округе было много хуторов, люди занимались своими больши­ми хозяйствами и хотелось жить отдельно, возможно, были и другие причины…

Моя мама родом из д. Контуговка. Перед войной и в войну работала на тракторе «Фордзон» — типичной газогенераторной технике того времени, у которой в качестве топлива использовались обычные дрова. Отца матери также раскулачили и отправили строить Магнитогорск. Мать молоденькая была с ним.

жительницы д.Русиново

Выходцы из деревни Русиново: Русиновы, Пупковы, Пастуховы, Екимовских, Чаурины, Стахеевы, Гостюхины, Кузнецовы, Гущины, Некрасовы, т. Маруся Кунгурова, т. Нюра Литвинова. Пимокат Егор Коротаев. Корни есть у Шохиных.

Из деревни Контуговка: Цыбины (моя мама — Цыбина), Белёвы, Крохолёвы, Пылаевы, Кисарины, Агоповы, мамина бабушка из выходцев с Контуговки.

Сейчас от деревни Русиново и Кон­туговки не осталось и следа, ни од­ного дома… А реки вокруг этих мест бегут — как и раньше. — Всё бежит…!

Погоревав о своей «колыбели», Александр Иванович Русинов решил обратиться со страниц газеты к своим землякам, выходцам из этих мест, с предложением поддержать его, чтобы  установить на родной земле памятный камень. Если кто-нибудь из потомков заинтересовался этим проектом, просим обращаться в редакцию газеты «Машиностроитель Бисерти».

               УХОД

Ушла деревня вон из ряда —
                    сменили курс у «корабля»
И спроса нет с тех верхоглядов,
                    что суетились у руля.
Сменили шило, где — на мыло,
                    взамен на милое…не мило
                   (да лучше бы наоборот). ..
И где же прадедов тот домик —
                   с межой не видно огород…
— то место стен, где рос наш род.
Нет головы, и где та шея народом
                  что могла крутить…
…лишь от домов — одни траншеи…
Сто лет деревне той бы жить.
Деревня вон ушла из ряда,
                 за ней другая вслед бежит,
И лишь земле одна награда,
                 что речка чистая журчит!
Бежит туда — где воды мутят…
                 И вряд ли в омут попадет.
А мы такие, будь что будет. Авось!
Быть может, пронесет.

А. Луговой \21.03.2016 г \.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий