Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам


Автор: Зобнина Надежда Ефимовна

«Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам». 
Василий Шукшин

Я уже делилась своими впечатлениями об отдыхе и путешествиях на Алтай. И говорила, что это место замечательно, тем, что оно разнообразное. Красивые озера, непроходимая тайга, пустыня, горы — такое разнообразие на небольшой территории это действительно уникальное место. Чудо природы, по — другому никак не скажешь. Прочитать мой отзыв об Алтае, и насладиться фотографиями с этих мест, вы можете ниже, а так же в заметке на этом же сайте за прошлый год. Одно только слово «Алтай» рождает в сознании людей множество разных и удивительных образов: снежные вершины и спокойные волны предгорий, свежесть альпийских лугов и пыльные степи, старинные легенды и вековые традиции. Алтай можно найти на карте за минуту, но вряд ли хватит всей жизни, чтобы познакомиться с каждым уголком этого волшебного места. Целью этой поездки стало путешествие по самой главной автомагистрали, проходящей через весь горный Алтай насквозь, от предгорий до границы с Монголией в поселке Ташанта. Это Чуйский тракт! В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира. Понять, почему Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира, можно только предприняв самостоятельное путешествие по легендарной дороге.

В течение одного светового дня меняются пейзажи, взору открываются удивительные красоты. Чуйский тракт покажет туристу знаковые места Алтая, однако он и сам, в первую очередь, является главной достопримечательностью горной страны. Эта дорога проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи.

Город Бийск называют воротами Горного Алтая — через город проходит трасса М52, по которой туристы едут на отдых в Горном Алтае. В Бийске строится туристический кластер «Золотые ворота Алтая», через город проходит маршрут «Золотое кольцо Алтая». На данный момент Чуйский тракт официально именуется трассой М-52 (Новосибирск-Бийск-Ташанта), начинающейся от города Новосибирска, но исторический тракт берет начало в городе Бийск и имеет протяженность около 630 км. Современная автомагистраль хорошо асфальтирована и считается очень комфортной для многочисленных автомобилистов, ежегодно проезжающих по главной дороге Алтая.

Скульптура «Пилигрим» или памятник Туристу, как ее окрестили в народе, находится на въезде в Горный Алтай (428 км Чуйского тракта). Изображает экипированного всем необходимым путешественника с маленькой собачкой.

Село Усть-Муны тихое и очаровательное место для семейного и детского отдыха на живописном берегу Катуни.

Село Барангол находится на 492 км Чуйского тракта на берегу реки Катунь. Отсюда можно легко добрать до Камышлинского водопада.

Водопад не отличается большим размером, его высота составляет всего 12 метров. Зато большим преимуществом является его природная красота, потрясающая энергетика чистой горной воды, которая с шумом и брызгами скатывается вниз по горе.

Располагается водопад на левом берегу Катуни недалеко от устья реки Камышла. Есть несколько способов попасть в это удивительное место. Мы добрались на Камышлинский водопад на моторной лодке через базу отдыха «Царская Охота».

Водопад находится на противоположном берегу, и чтобы туда попасть нужно пройти по узенькому деревянному мосту через Катунь.

Водопад является памятником природы Республики Алтай. Окрестности водопада сложены известняками, кварцитами, кристаллическими сланцами  У водопада, как и у многих мест Горного Алтая, существует своя легенда. Это интересная история о событиях в древние времена, о любви дочери (её звали Ла) предводителя местного племени к его верному слуге Камышу. Узнав об их чувствах, отец приказал сбросить Камыша со скалы, Ла бросилась за ним. Отец этого не пережил и умер. А на месте трагедии образовался водопад, который местные назвали Ка-мыш-Ла. Конечно, не многие верят в легенды, но они всё — равно существуют.

Село Камлак расположено вдоль Чуйского тракта на берегу реки Сема (приток Катуни).

База отдыха “Берендеевка” — Номера в этно-стиле в бревенчатых избушках и благоустроенные терема. Большая территория в сосновом бору на берегу реки, система ручейков, мостиков, искусственное озеро. На этой базе мы встретили много иностранцев: немцы, французы. Они приезжают не первый год и предпочитают активный отдых: велотуризм и сплавы по рекам. В Европе Алтай считается экологически чистым районом. На этой базе мы заночевали дважды вперёд и на обратном пути.

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц.

Семинский перевал (алт. Дьал-Меку — «Вечная грива») — высочайший перевал на Чуйском тракте, высота 1717 м. Через Семинский перевал мы пересекаем Семинский хребет в самой низкой его точке (так называемая «седловина») между горами Сарлык (2507 м) и вершиной Тияхты (1900 м). Семинский перевал является водоразделом рек Сема (на севере) и Туэкты (на юге). Перевала начинается через 15 км за селом Шебалино, подъем на перевал — 9 км, спуск — 11 км. На самом перевале расположились несколько туристических баз и учебно-тренировочный центр «Семинский». Большая высота с разреженным воздухом, легкодоступность круглый год сделали это место популярным для тренировок многих спортсменов. Для этого у вершины Тияхты построена хорошая инфраструктура: асфальтированная дорога, гостиницы, кафе, летние беговые дорожки для лыжероллеров, зимний горнолыжный спуск с подъёмником.

В 1956 году на вершине перевала была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. На вершине обустроена большая парковка для туристов, базар с сувенирами.

Природный парк Уч-Энмек является особо охраняемой территорией на территории Республики Алтай. В парке много священных для алтайцев мест, следов древних эпох, краснокнижных и редких животных и растений.

Перевал Чике-Таман переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения. Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный, чем спуск.

На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря), здесь же расположены палатки с сувенирами, жарится шашлык, продается снедь.

Высота перевала 1295 м над уровнем моря (для сравнения, высота Семинского перевала — 1718 м), но Чике-Таман воспринимается туристами как более высокий — из-за своей крутизны и опасных склонов. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой.

Водитель до самой смотровой площадки находится в напряжении, так как повороты очень часты; пассажиры не отрывают глаз от захватывающих видов, открывающихся с каждым зигзагом, испытывая сложную смесь восторга и первобытного страха (в разной пропорции в зависимости от искушенности путешественника). Острых ощущений добавляет вероятность камнепадов, которые здесь не редкость. И только качество дорожного покрытия могут успокоить особо нервных. Дорога очень широкая, асфальтированная, движение двухполосное, подниматься по ней легко и в зимнее время. Разметка дороги хорошо видна даже ночью.

 

Опытные путешественники — ценители природы Горного Алтая — считают, что только после Семинского перевала начинаются «настоящие» горы.

Но еще более продвинутые туристы, презирающие отдых в благоустроенных базах с их барами, дискотеками и организованными экскурсиями, те, кто привык сам прокладывать себе маршруты, скажут вам, что горы существуют только за Чике-Таманом, и в чем-то они будут правы. Действительно, за этим перевалом населенных пунктов и туристических комплексов становится значительно меньше, и уже ничто не отвлекает путников от созерцания живописных долин и скал самых разнообразных форм и оттенков, которые будто сходятся ближе к дороге.

Летняя база и отдельные домики за Чике-Таманом Чуйского тракта возле Ильгуменского порога на Катуни — потрясающее по энергетике место. Порог Ильгуменский находится в Онгудайском районе в шести-семи километрах от села Купчегень. Порог интересен не только водникам, но и автотуристам, путешествующим по Чуйскому тракту. Прохождение порога входит в программу «Сплав по Средней Катуни», которую предлагают многие туроператоры Алтая. На Ильгуменском пороге в конце августа проводят соревнования «Кубок Катуни – Ак Талай Маргаан».

Песчаные отвесные скалы или бомы можно увидеть на 687 километре Чуйского тракта. Склон горы почти вертикально срезан и представляет собой спрессованный песок. Песчаная стена – интересная достопримечательность, которая представляет собой вертикальный срез горы высотой до трех десятков метров, подходящий прямо к дороге. Стена эта практически полностью состоит из песка, но песок этот плотный и слежавшийся.

Катунские речные террасы — одним из необычных зрелищ, которые ждут автотуриста в путешествии по Чуйскому тракту. Располагаются они от местечка Кур-Кечу, где Большой Ильгумень впадает в Катунь и до устья Чуи. Это примечательное геологическое явление, когда берег Катуни спускается к воде широкими террасами.

Некоторые учёные говорят, что сформировались они в результате гигантского древнего наводнения.

Река Чуя дала название дороге вдоль нее на протяжении всего ее течения. Являясь одним из самых крупных притоков Катуни, она так же часто используется для рафтинга.

Слияние Чуи и Катуни — это безусловно место силы! Чуй -Оозы (712 км) – место слияния рек Чуя и Катунь, находится в 10 км по Чуйскому тракту от села Иня.

Многие люди, склонные к мистификациям, считают, что это одно из главных мест силы на Алтае.

Здесь же неподалёку находится урочище Калбак-Таш, где на скалах сосредоточено большое количество древних рисунков и петроглифов.

Порог Турбинный расположен на 716 км Чуйского тракта. Наряду с порогами Бегемот и Горизонт, Турбина относится к сложнейшим порогам Нижней Чуи: ему присвоена 5 категория сложности.

Белый бом (740 км) – мощный скальный массив из белого известняка, который буквально прижимает Чуйский тракт к реке Чуя. Находится между селами Иня и Чибит. До прокладки Чуйского тракта в современном его исполнении это место считалось одним из самых опасных участков Чуйского торгового пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. По не писаному правилу, путник, приближавшийся к Белому Бому, оставлял лошадей и проходил опасный участок дороги пешком, потом бросал на тропу шапку, как знак возможным встречным путникам, что путь занят (аналог светофора того времени).

Памятник Кольке Снегиреву — Находится на 744 км Чуйского тракта в Горном Алтае. Новый памятник поставлен в 2012 г., открыт памятник в завершенном виде в 2014 г.

С Чуйским трактом связана песня местного поэта Михаила Михеева о Кольке Снегиреве и девушке Рае. Действие в песне разворачивается в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте. Колька Снегирёв водит грузовик «АМО», а Рая — «Форд». По местному преданию, у персонажей песни были реальные прототипы. По мотивам этой песни снят кинофильм «Ехали два шофёра». В сентябре 2014 года на месте предполагаемых событий установлен мемориальный комплекс из двух автомобилей АМО и Форд на постаментах, где также приведены слова песни. В 1964 году Василий Шукшин снял фильм «Живет такой парень», ведущей музыкальной композицией которого стала известная шоферская песня. К тому времени песня о Чуйском тракте и его водителях стала настолько популярной и слилась с народной культурой, что Шукшин даже не подозревал, что у слов песни есть конкретный автор.

Гейзеровое (другие названия — Голубое, Серебряное, озеро Горных духов, «мертвое» озеро) небольшое, но очень живописное озеро находится в Горном Алтае вблизи села Акташ. Глубина озера — около двух метров, диаметр — примерно 25-30 метров. В озеро впадает довольно большой ручей. Гейзеровое озеро единственное в своем роде — редкое по красоте, чистое, незамерзающее даже зимой. Это всегда открытый в Космос «земной глаз» удивительного бирюзового цвета. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера, видимые концентрические окружности. По местным поверьям купаться в этом озере нельзя.

Водопад Ширлак (Девичьи слезы) — Красивый и доступный для автотуристов водопад рядом с Чуйским трактом на небольшой речке, впадающей в Чую.

Высота водопада около 25 м. Особенно красив водопад в период большой воды — конец весны — начало лета. У водопада на трассе оборудована большая парковка.  Водопад очень популярен ввиду своей легкодоступности, его можно наблюдать даже с Чуйского тракта. Если пройтись по тропе вверх по склону 50 м, то попадем прямо к месту падения воды. По моему мнению туристов, водопад Ширлак намного красивее, чем Камышлинский.

С этим водопадом (как и любым другим местом на Алтае) связана легенда, немного грустная, правда: В давние времена напал неприятель на эти земли, всех убили, осталась только девушка молодая со своим маленьким братом. Они убежали от врагов, и чтобы не попасть в плен, спрыгнули со скалы. И теперь течет тут ручей и падает со скалы как девичьи слезы. Водопад поразительно красив, промыв себе в скалах дорогу, с сильным шумом поток воды по огромным каменным ступеням падает вниз с 10 — метровой высоты.

Яломанское городище — остатки древнего поселения, относящегося к эпохе раннего средневековья, существовало во время господства на территории Алтая тюркских племен и тюркской культуры.

Чуйский оленный камень (Адыр-Кан) относится к древнему святилищу Адыр-Кан.

«Красные Ворота» являются рукотворным памятником природы. Они сложены из разного цвета магматических пород, которые образовались давным — давно при застывании лавы. Своим названием это место в долине реки Чибитка обязано не только узкому перешейку а еще и красновато-розовому оттенку гор, который им придает киноварь (ртутная руда) огромное количество которой содержится в местной породе.

Курайская степь представляет собой большую межгорную котловину около 20 км шириной. Здесь находится гигантская рябь течения, открываются великолепные виды на Северо-Чуйский хребет, также через степь проходит дорога на ледники Актру, Голубое озеро.

Почти безжизненный, но тем не менее завораживающий ландшафт.

Северо-Чуйский хребет простирается на 120 километров с северо-запада на юго-восток.

Его величественная панорама откроется путешественнику в Курайской степи.

Село Чаган-Узун расположено вблизи слияния рек Чаган-Узун и Чуя. Разноцветные горы Кызыл-чина в Чуйской степи рядом с поселком Чаган-Узун напоминают марсианские пейзажи.

Чуйская степь, крупнейшая на Алтае межгорная котловина, занимает немалую территорию Кош-Агачского района (70 км в длину и 40 км в ширину). Это место — одно из самых сухих и холодных в России. Чуйская степь – местность, которая простирается от окрестностей села Кош-Агач практически до границы с Монголией. Здесь берёт своё начало река Чуя. Это одно из самых солнечных мест в России, но при этом довольно холодное, зимой до -60С, а осадков здесь выпадает всего порядка 150 мм в год.

Село Ташанта расположено на 941 км Чуйского тракта, на границе России и Монголии. Здесь находятся пограничный и таможенный пункты.

Две недели отдыха на Алтае подарила мне массу эмоций на много месяцев вперед. Заряд энергии, гармоничное душевное состояние, нескончаемые положительные воспоминания, которые согреют меня холодными зимними вечерами. Мы обязательно вернемся на Алтай, чтобы изведать другие места, столь богатые красками и чудесами! До новых встреч!

 

Оставьте комментарий