У нас и детства не было отдельно, а были вместе — детство и война.


 

Приближается 9 мая День Победы в Великой Отечественной войне. Нет в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелые утраты. Долг младших поколений — не забывать о тех, кто спас Родину. Память о ратных и трудовых подвигах должна переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему переломным или судьбоносным, а, может, даже и вторым рождением. Война живет в душах переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ЭТО. Война стала частью общей биографии целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. В народе говорят: «На войне детей не бывает». Те, кому суждено было расти в годы войны, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле слова. Что сохранила детская память? Что они помнят о матери? Об отце? Помнят многое: и радостное, и печальное, но обязательно для них самое дорогое, потому что это была их жизнь. Поколению детей войны мы посвящаем эти работы, в основу которых положены воспоминания участников тех событий, материалы семейных архивов, фотографии и документы.

У нас и детства не было отдельно,
А были вместе — детство и война.
Р. Рождественский

Мои дедушка и бабушка родились в тяжелое голодное время в бедных крестьянских семьях в далекие ЗО-е годы XX века. Их детские годы пришлись на военное время. Трудно было. Забыв о детстве, помогали как могли взрослым, ждали вестей с фронта. С радостью встретили Победу над фашизмом.

Гильмутдинов Идрис Хафизович, 1948 г.

Мой дедушка — Гильмутдинов Идрис Хафизович. Родился в деревне Бигинеево, Бураевского района, Башкирской АССР, 11 октября 1932 г. Из трех старших братьев и сестер дедушки выжил только один — Масхар (1926 года рождения). Брат Идыхам и сестра Флюся умерли от голода зимой 1932 г. Мой дедушка Идрис родился осенью этого же года. Он до сих пор удивляется, как ему удалось остаться в живых. Младшие сестренка и братишка родились в 1937, 1940 годах. Их назвали Флюся и Идыхам,в честь умерших от голода брата и сестры.

В поисках заработка семья переехала в соседнюю большую деревню Челкак, где были колхоз и школа. В 1940 году дедушка пошел в 1 класс.Родители отдали его в русский класс, а не в татарский, чтобы выучил русский язык.

Когда началась Великая Отечественная война, мужчин из деревень забирали на фронт. О войне дедушка узнал от соседа, который пришел к ним в дом и, обращаясь к отцу, сказал: «Беда. Война с Гитлером. Все пойдем на фронт». В сентябре 1943 года отца дедушки забрали сначала в трудовую армию, а уже оттуда отправили на фронт. В трудовую армию входило взрослое население страны, которое в силу каких-то причин (возраста, состояния здоровья) не могли быть призваны в действующую армию и трудились на предприятиях, объектах оборонной промышленности. Работали под девизом: «Все для фронта, все для Победы!».

Долгое время в семье хранили те несколько писем, что дед успел прислать. Погиб он при форсировании Днепра. Из истории Великой Отечественной войны мы знаем о том, что переправа через Днепр, широкую, полноводную, с сильным течением реку осуществлялась под непрерывным огнем, который вели фашисты с противоположного берега. Кому удавалось переправиться, старались оттеснить врага от реки, чтобы остальные сумели благополучно добраться до берега и помочь тем, кто, неся большие потери, сдерживал немцев. Семье пришло извещение: пропал без вести в районе Днепра. Дедушка говорит: «Трудно стало в доме без отца».

Мать и старший брат работали в колхозе, нанимались на работу на лесоучасток: рубили сучки, обдирали кору с липы, готовили дрова. Их редко можно было видеть дома. Весной 1944 года забрали в армию и брата Масхара.

В 4 классе дедушка учился только одну четверть, т.к. не было теплой одежды, чтобы ходить в школу. В школе работали учителя, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Одессы. В деревне было много эвакуированных семей. По мере освобождения их родных мест от врага они постепенно возвращались к себе домой.

С первых лет войны ученики помогали взрослым. Осенью сразу после занятий всей школой шли в поле собирать колоски. Убирали картофель с полей. Старшеклассники заменяли ушедших на войну мужчин. Они сопровождали обозы с хлебом, работали на току, скотниками на ферме. Отец дедушки, Хафиз, работал на небольшом лесоучастке, что в 5 км от д. Челкак, где заготавливали древесину, ткали из липы кули, делали ящики для снарядов, лыжи для фронта. Мама дедушки, Фабига, заменила ушедшего на фронт мужа: стала истопником в столярной мастерской и сторожем на участке. Дедушка устроился учеником в столярную мастерскую. Эта работа ему очень нравилась. Так он стал столяром V разряда. Уже потом в армии, имея навыки, он для своей части делал лыжи. Свободного времени было мало, нужно было готовить дрова, управляться по дому, присматривать за младшими в семье.

Во время посевной и уборочной в 1944-1945 годах дедушка работал в колхозе: помогал сеять, боронить, на подводах возил зерно (он водил лошадь под уздцы). Летом работал на прополке, когда поспевал урожай — на молотилке, в сентябре — на уборке картофеля. Зимой помогал матери топить печи в столярке, готовил вместе с ней дрова, носил воду.

Играли редко, да и игрушек-то ведь не было. Дедушка рассказывал, что, например, мяч для игры в футбол они делали из туго скатанной коровьей шерсти.

О Победе над фашисткой Германией дедушка услышал на улице д. Челкак. В деревне стало весело, часто звучала гармошка, ведь стали возвращаться с войны мужчины. Дети, у которых отцы вернулись с войны, хвастались военными трофеями, подарками, а дедушке было грустно. Он любил своего отца, но знал, что отец его уже никогда не вернется и не разделит радость Победы.

Моя бабушка — Хазиева Тарзия. Родилась 15 марта 1933 года в Горно-Марийской АССР. Четверо ее старших братьев и сестер умерли в Поволжье в 1931 — 1932 гг. во время голода. Летом 1933 года семья в поисках заработка переехала на Урал в город Верхотурье. Там ее отец, Ахмет, и мать, Амина, работали на лесозаготовках. Жизнь налаживалась. Бабушка с сестрой ходили в детский сад. Но началась Великая Отечественная война. Отца бабушки забрали в трудовую армию, т.к. ему было почти шестьдесят лет. Весной 1943 года он вернулся домой больным, исхудалым.

Летом этого же года было решено перебраться в Башкирию в деревню отца. Через несколько месяцев после переезда отец бабушки умер, а семья поехала на родину бабушки в деревню Кубияз, Аскинского района Башкирской АССР, что в 150 километрах. В Кубиязе жили у дальних родственников. В школу бабушка с сестрой не ходили, мать не пускала. Они часто нанимались на работу. Два лета вместе с матерью пасли колхозных коров, работали в поле: жали серпом, вязали снопы, складывая их в копны. Еще бабушка нанималась к людям: носила воду, водилась с чужими детьми, полола огороды. Играть времени почти не было, а так хотелось, ведь ей было чуть больше 10 лет. Из тряпок шила себе и сестре кукол, разговаривала с ними, баюкала. Изредка с соседскими девочками устраивали вечерки. Приносили из дома крупу, варили похлебку, ели, немного пели и под свои песни плясали. Эти редкие вечерки больше всего запомнились моей бабушке. После войны бабушка с матерью и сестрой уехали в Свердловск.

Дедушка и бабушка рассказывали, что во время войны все время хотелось кушать. В хлеб подмешивали мякину, лебеду, высушенные и растертые листья липы. Весной собирали на полях картофель, делали из них лепешки, пекли прямо на плите. Варили похлебку из крапивы. Из зерна было только пшено. Соли не было. Сахар в войну вообще не видели. Спасали корова и коза.

Мои дедушка и бабушка встретились в Свердловске в 1956 году, когда им было 23 и 24 года, поженились, вырастили троих дочерей, среди которых — моя мама. Работали добросовестно до пенсии на заводе Уралмаш. Дедушка в горячем цехе № 53. Он был обрубщиком и газорезчиком. Бабушка работала в размольном цехе № 35 грузчиком (разгружала вагоны) размольщицей, дробилыцицей, газовиком. У них много грамот, юбилейных медалей за ударный труд, за победу в социалистическом соревновании.

Гильмутдиновы Идрис Хафизович и Тарзия, 2002 г.

А наверное, по-другому они и не смогли бы прожить свою жизнь, ведь их детство и юность закалила война. Пройдя сквозь все испытания, это поколение — детей войны — выдержали главный экзамен: выжить и стать жизнеспособным поколением, несмотря ни на какие времена.

Мусина (Фатихова) Юлия Ревенеровна,
учитель иностранного языка,
г.Первоуральск, 2015 г.

Оставьте комментарий