Копылова Валентина Ивановна


Автор: Бузунова Елена Анатольевна

В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Старчкова С.Г.

kop_1

Вслед за мечтой.

Сельский учитель – это профессия, которая имеет особый статус. Это не просто представитель интеллигенции, это уважаемый человек, который всегда на виду, для многих он — пример для подражания, советчик, носитель нравственности и культуры. Словом, учителя в селе – это своего рода элита. И составляют сельскую элиту не только доморощенные жители, но и те, кого волею судьбы жизненная дорога привела в наше село, да тут и оставила.

Именно так много лет назад, в далёкие 60-е, вслед за мечтой воспитывать сельских ребятишек приехала после окончания Нижнетагильского педагогического института Милютина Валентина Ивановна. Гармонично «вписалась» она в энергичный коллектив Кленовской средней школы, отдав профессии сельского учителя почти 40 лет.

Именно здесь, в селе Кленовское, она нашла свою судьбу и любовь, создала семью и стала гордостью сельской интеллигенции. Её тактичность и высокая порядочность вызывают уважение у односельчан, её профессионализм и утончённая скромность восхищает коллег, её умение доступно объяснять притягивает учеников.

Семейные истоки.

Что определяет судьбу человека? Как рождается мечта, за которой идет человек, выбирая свою дорогу?

Всё начинается с людей, которые закладывают в душу своего ребёнка зернышки воспитания, чтобы прорастая, они дали плоды. Родители Валентины Ивановны воспитали свою единственную дочь на личном примере. Люди, пережившие войну, научили Валю ценить жизнь и дорожить тем, что имеешь.

Милютин Иван Никонорович, отец Валентины Ивановны, родом из Курской области, попал на Урал в 1941 году, добираясь в течение трех месяцев с Донецким военным заводом. Все военные годыпроработал он на Невьянском механическом заводе токарем. По 12 часов, стоя у станка, он делал снаряды для наших солдат. Стойкостью и мужеством своего отца восхищается Валентина Ивановна, вспоминая своих родителей.

kop_7

Удивительной женщиной была и её мама — Журавская Евдокия Михайловна, которая рисковала быть арестованной за «хищение государственного имущества», будучи бригадиром овощеводческой бригады и помогая голодающим выжить, когда тайком выносила с поля листья капусты и бракованные овощи.
«Люди, — говорит Валентина Ивановна, — даже спустя много лет, благодарили маму, встретив её на улице, за помощь и сострадание, за выживших детей, которым варили они пустые щи из тех самых капустных листьев».

kop_8

В такой семье и родилась Валентина Ивановна в 1945 году, спустя несколько месяцев после великого Дня Победы, и стала единственным «подарком» для своих родителей в то суровое время.

kop_6

Единственным, потому что в 1942 году Иван Никонорович и Евдокия Михайловна потеряли маленького сынишку, который умер от желтухи.

kop_5

Годы учебы и роста

kop_9

Окончила Валентина Ивановна в своём родном городе Невьянске среднюю школу № 1 с политехническим уклоном, получив квалификацию «химик-лаборант».

kop_10
kop_17

С 7 класса занималась спортом, легкой атлетикой на короткие дистанции. Дважды была чемпионкой Свердловской области по прыжкам в длину.

kop_11
kop_12

Вспоминает Валентина Ивановна и серьезную работу пионерского патруля, где она вместе с другими ребятами и представителями органов внутренних дел проводила рейды в общественных местах: кинотеатрах, парках, на улицах. Юная пионерка отважно делала замечания курящим и употребляющим спиртные напитки, нарушающим общественный порядок. На вопрос, какие чувства испытывала она во время таких рейдов, отвечает: «Ответственность и гордость, когда взрослые смотрели на нас с уважением». За работу в пионерском патруле девушка была награжденаПочетной грамотой Невьянского райкома комсомола.

Может быть, отцовско-материнский сплав стойкости и доброты положил основу для выбора профессии дочери и дальнейшего пути?! В 1963 г. Валентиной был выбран химико-биологический факультет Нижнетагильского педагогического института, куда поступила она без особого труда. Продолжала занятия спортом, входила в состав институтской сборной. С удовольствием вспоминается студенческий лагерь «Волна», где они тренировались, ходили в походы, пели песни у костра. С институтским тренером поддерживает отношения до сих пор.

kop_13
kop_14
kop_15

Трудности и невзгоды учительской профессии.

В 1968 году, после окончания института, собираясь ехать по распределению в далекое село, Валентина Ивановна шла за романтикой и мечтой. Не страшась тягот деревенской жизни, она вместе с ещё двумя молодыми учительницами, которые стали потом лучшими подругами, прибыла в живописное село Кленовское. Жили в одной половине большого деревенского дома, которую сдавала им хозяйка. Вместе учились топить печку, вместе носили дрова и убирали лопатами снег. Нагрузку в школе дали сразу большую, поэтому работали в две смены. «Уставали, конечно, — вспоминаетВалентина Ивановна, классы ведь были большие, по 35-40 человек. И до каждого ученика нужно достучаться, объяснить, подготовить к экзаменам».

С 1969 по 1978 годы работала организатором по воспитательной работе, одновременно являлась и классным руководителем.

kop_18

Как человек ответственный и высоконравственный, Валентина Ивановна вскоре была выбрана секретарем партийной организации школы. Рекомендацию в партию дал сам Василий Пантелеевич Детков, секретарь партийной организации совхоза «Кленовской». Это было почётно! Впоследствии Валентина Ивановна и сама давала рекомендации вступавшим в партию людям, за которых ручалась и несла ответственность.

В течение 13 лет (1985-1998 гг) Валентина Ивановна была в должности завуча школы. Отлично в эти годы была поставлена профориентационная работа. Школа тесно сотрудничала с совхозом: систематически проводились мероприятия, куда приглашались специалисты и передовые рабочие; в учебном плане школы обязательно стояло тракторное дела для мальчиков и домоводство для девочек, каждое лето работала производственная бригада старшеклассников. С первыми лучами солнца бежали девчонки на ферму доить коров, а мальчишки отправлялись в поле. По окончании школы вместе с аттестатом об образовании десятиклассникам вручали удостоверения трактористов и мастеров машинного доения, что давало возможность получить профессию и работу.

«Ребята 9-10 классов, проходящие производственную практику, жили в течение летних месяцев в школьном интернате весело, дружно. И работали тоже сплочённо, за что и получали потом от совхоза денежные вознаграждения и путевки. Побывали в Ленинграде, Киеве, Волгограде. Для многих это была первая и единственная возможность посмотреть мир»,- вспоминает Валентина Ивановна.

Курировала Валентина Ивановна и наставничество молодых учителей, которые ежегодно приезжали в нашу школу на отработку педагогической практики или работать после окончания педагогических заведений. С огромной благодарностью вспоминали молодые специалисты Кленовскую школу и завуча Копылову В.И., которая терпеливо объясняла и передавала им свой опыт учительской профессии. Некоторые из учителей, прошедших через нашу школу, приезжают на традиционный вечер встречи выпускников и говорят спасибо за полученные знания, умения и опыт.

Вспоминает Валентина Ивановна и об организации участия наших школьников в районных олимпиадах, когда она сопровождала старшеклассников в г. Нижние Серги, добираясь туда на рейсовом автобусе в течение двух-трёх часов по старой разбитой дороге. «Стойкие» ребята занимали призовые места по физике, русскому языку, биологии.

На вопрос, с какими сложностями в работе завуча приходилось сталкиваться, Валентина Ивановна отвечает просто:
«Повышенный уровень ответственности в кропотливой, иногда рутинной работе: составить расписание занятий школы (включая вечернюю школу), которая работала в две смены по шестидневной неделе; отыскать способы организации образовательного процесса, чтобы выполнить учебные программы по всем предметам и ликвидировать «отставания». А ещё необходимо было создать условия для проведения практических занятий по тракторному делу и домоводству, провести совместные партийно-комсомольские мероприятия, организовать учебно-воспитательную работу с детьми из неблагополучных семей, поучаствовать с коллегами в литературных гостиных и концертах, в которых часто выступали учителя в сельском Доме культуры. Поэтому практически постоянно было ощущение, что что-то не успела, не доделала, не выполнила».

За достигнутые успехи в педагогической работе Валентина Ивановна была многократно награждена Почётными грамотами Управления образования Нижнесергинского муниципального района, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Министерства образования и науки РФ.

kop_19
kop_20

Семейное счастье.

Удивляешься, как у этой хрупкой женщины на всё хватало терпения, физических и моральных сил, опыта, чтобы всем помочь, подсказать, научить, организовать. А ведь дома ждала семья, поскольку в 1970 году Валентина Ивановна вышла замуж, а в скором времени в доме зазвучали детские голоса двух неугомонных сыновей.

kop_21
kop_22

Наверное, нелегко жить в семье двум руководителям: завучу школы и директору совхоза. Только настоящая любовь и взаимопонимание может сохранить и укрепить семью, превратить дом в «крепость», которую не разрушит ни время, ни жизненные трудности, ни преграды. Так и семья Копыловых прошла через многие неприятности, выдержав все невзгоды, выросла, окрепла и расцвела: сыновья, женившись, не разъехались, а поселились рядом с родителями; незаметно подросли пятеро внуков. Сейчас Валентина Ивановна не просто жена и мама, а ещё и заботливая бабушка, и мудрая свекровь. Для всех она нужный советчик, понимающий и всепрощающий человек: и для снохи Елены, педагогу по призванию, работающей в родной школе, и для внуков, которые обожают свою бабушку, и, конечно, для мужа и сыновей.

kop_23
kop_24
kop_25

Свой музыкальный талант она передала внучке Виктории, которая стала дипломантом международного 9-го конкурса юных вокалистов академического жанра на приз г.Екатеринбурга в 2009 г., лауреатом районного конкурса «Звездный экспресс» в 2010 г. и дипломантом 2-го всероссийского конкурса «Талант с колыбели» в 2013 году.

kop_26

Отзывы коллег Копыловой В.И.

Тринадцать учителей Кленовской средней школы – её выпускники, вернувшиеся в родные пенаты в качестве педагогических работников. Все они учились у Копыловой В. И. не только как ученики, но и как молодые специалисты, которым Валентина Ивановна помогала в профессиональном становлении.

Так Дорохова Татьяна Сергеевна, учитель истории, с глубоким чувством благодарности говорит о своём наставнике:

kop_29

«Валентина Ивановна – ответственный, тактичный руководитель и человек, умеющий выслушать и помочь. Очень внимательной она была к начинающим молодым учителям: терпеливо помогала разобраться с составлением календарно-тематического планирования, объективно давала оценку проведённому уроку, ненавязчиво указывала на недостатки и недочёты, отмечала удачные моменты и педагогические находки. Своим обаянием она располагала к общению и учителей, и учеников».Последователем Копыловой Валентины Ивановны стала Бузунова Елена Анатольевна, которую в 1998 г. назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

kop_27

«На протяжении 13 лет,- говорит Елена Анатольевна, — я следовала педагогическим принципам Валентины Ивановны, которые усвоила в своё время, работая под её руководством. А ещё не могу не сказать музыкальном таланте Копыловой В.И. Каким необыкновенным, чарующим голосом обладает она! Только человек с тонкой душой может так петь! Её нежное, переливистое пение заставляет мечтать и ностальгировать, плакать и улыбаться, улетать куда-то и слушать, слушать. Об этом таланте Валентины Ивановны можно сказать словами М.Ю. Лермонтова: «Она поет — и звуки тают…».

Несмотря на то, что уже несколько лет Валентина Ивановна не работает в школе, находясь на заслуженном отдыхе, авторитет её ничуть не становится меньше. К ней до сих пор идут за советами и знаниями ученики, которым нужна химия-биология для поступления в вуз, с радостью ждут в стенах школы её коллеги, с уважением и почтением приветствуют односельчане.

kop_28

Хочется ещё раз подчеркнуть роль учителя на селе, процитировав слова поэтессы П.Виноградовой:
Трудно стать, конечно, небожителем.
К радости, а может на беду,
Жизнь простого сельского учителя
Постоянно будет на виду.

А это видео — поздравление от внучки, посмотрев которое Вам захочется жить ещё много много лет!

Оставьте комментарий