Огородников Алексей Иванович


Огородников Алексей Иванович, 1947 г.

 

  • Родился в 1925 г в деревне Киргишаны Нижнесергинского района.
  • Отец – Огородников Иван Николаевич, мать – Огородникова Анна Егоровна (урождённая Шашмурина).
  • В семье было шестеро детей:
    Константин,
    Степан,
    Варвара,
    Алексей,
    Мария,
    Александр.
  • Отец, Иван Николаевич, умер рано в трудные годы коллективизации. Конечно, семья жила трудно. Алексей учился в школе четыре года. Он и его сестра Варвара работали на подсобном хозяйстве в Нижних Сергах
  • В конце 1942 года был призван в Армию. По «дороге жизни» доставлял продовольствие, топливо в блокадный Ленинград. Он редко вспоминал о войне, о том, что водители «полуторок» постоянно рисковали уйти под лёд или стать жертвой вражеских обстрелов. После войны служил в Москве. Демобилизовался через семь лет после призыва.
  • Жил в г. Красноуфимске, работал на железной дороге в депо. Вступил в профсоюз, занимался общественной работой. Женился на Ружниковой Надежде Георгиевне. В марте 1956 года со своей семьёй, в которой было четверо детей, приехал работать в п. Ключевая. Работал в леспромхозе на разделке хлыстов. Позже был направлен на курсы мастеров, которые окончил успешно. Долгое время работал мастером на нижнем складе. За добросовестный труд был награждён Почётными грамотами.
  • Умер в 1977 году.
Огородников Алексей Иванович,1966 г.

 

Дорога жизни — 30 километров по тонкому льду

Ленинград был взят в кольцо. Необходимо было проложить дорогу от Ленинграда до Кобоны — деревни на другом берегу Ладожского озера. Осенью эвакуированных ленинградцев переправляли на баржах. Зимой решено было прокладывать трассу прямо по льду. Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров. Трассу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед прорывался реже. Так осенью 41 -го появилась военно-автомобильная дорога №101. Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября. Он привез в город 63 тонны муки. Начало было положено. По мере того, как лед креп, по этому маршруту начали ездить и грузовики. Уже 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков. 22 ноября 1941 года попытались начать перевозки по льду Ладожского озера, лед был очень нестабильным, на лед выходили только лошади, и если выходили полуторки-машины, то очень много их ушло под воду, грузили продовольствия на них очень мало. Дорога жизни стала спасением для многих ленинградцев, которые отправились в эвакуацию — по льду Ладожского озера удалось вывезти больше 500 тысяч человек. На Дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Это и водители, и механики, и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни, рискуя или уйти под лед, или стать жертвой вражеских обстрелов. Фашисты использовали авиацию и артиллерию, чтобы уничтожить машины и грузы и разрушить трассу. Дорога жизни позволила не только снабжать Ленинград продовольствием, но и боеприпасами, и переправлять живую силу — как в Ленинград, так и из города. Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные «полуторки» ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.

Оставьте комментарий