Материалы по истории Кленовской крепости


Автор: Мулыгин-Бессольников Евгений Борисович

Материалы по истории Кленовской крепости.

Как в старину говорили, не токмо ради наград но и ради интереса тож.

Не хотелось писать сухую статью, но что уж получилось. Не знаю почему, но со временем у людей приходит интерес что то написать о своей малой родине, о той местности где ты родился или прожил долгое время. Начинает интересовать, может быть, никому неизвестная история этого края. Или история известная, но разрозненная, разбитая на кусочки. И порой так хочется всё это объединить, создать единую картину, что бы было всё просто и понятно и главное интересно не только пишущему, но и читателям.

В 130 км, как в старину бы сказали, в 130 верстах на запад от Екатеринбурга, на бывшем Сибирском тракте, есть небольшое село под названием Кленовское. Местные жители очень часто его называют Кленовая. Кленовая от слова «Клён«. Клёнов в окрестности села действительно хватает. Скорее всего отсюда и название. Село Кленовское Нижне-Сергинского района Свердловской области. 150 лет назад у него было немного другое название-Кленовская крепость, Кленовской волости, Красноуфимского уезда, Пермской губернии.

Самое раннее упоминание о Кленовском находится в материалах Пермского государственного Архива: «…зимняя Сибирская дорога построена в 1680 году, в бытность царствования Федора Алексеевича Романова. На этом Сибирском пути, приказом царя Верхотурскому воеводе Радиону Михайловичу Павлову велено строить крепости». Место под крепость верхотурские воевода Павлов и дьяк Дмитрий Афанасьев поручили выбрать оброчному крестьянину Якушке Соколову. При сопоставлении различных архивных источников, можно сделать вывод о начале строительства Кленовской крепости в 1692 году.

Итак, история села начинается примерно с 1680 года. В 1692 году это уже острог Кленовское.

Крепость была построена примерно в одно и то же время с Ачитской, Бисертской и Киргишанской крепостью, чуть позже в 1734 г была построена Красноуфимская крепость. Основным назначением этих крепостей было сдерживать башкир от набегов на северные земли Пермской губернии Малоизвестное о нашем крае, а также Никаких оборонительных линий здесь не было!. Село небольшое, но очень богатое своей историей,в которой было много светлых и чёрных дней. А так же остаётся много белых пятен.

Возникнув как острог, с началом строительства Московского тракта село начинает быстро расти и развиваться. Наряду с земледелием и животноводством, в нём появляются небольшие промышленные предприятия, скоро в радиусе 15 км от Кленовой образовалось ещё 24 деревни и более 50 хуторов, дав начало Кленовской волости Материалы по статистике Красноуфимского района по переписи 1888 — 1891 годов.

Был свой постоялый двор, была тюрьма, (сгорела в 1853 г. есть документы в ГАПК) в которой в 1826 году останавливались декабристы по дороге в Сибирь Пермские губернские ведомости о Кленовой.

В 1914 году через село прошла первая железнодорожная магистраль. Кстати с этой магистралью связан неприятный случай. В каком году точно не известно, но по слухам дело было летом, многие сельчане были на сенокосе. По железной дороге шёл железнодорожный состав, из трубы паровоза вылетел сноп пламени, искры полетели в сторону села. Начался пожар. Сгорело много домов на одной из сторон Сибирского тракта. Существует поверье, что на горелом месте строить нельзя. После этого пожара сгоревшая часть улицы так и осталась не застроенной.

К сожалению за 18 век в архивах по истории Кленовской крепости сохранилось не так много документов. Один из самых старых удалось найти уральскому краеведу Соколову в тобольском архиве за 1773 год. Дело о определении Екатеринбургского заказа, в Кленовскую крепость, к вновь построенной Николаевской церкви священника вдового Дмитрия Максимова и с ним в причетническую должность пономарьского сына Степана Осипова.

В конце 18 века в крепости уже была своя деревянная церковь а на 1834 год населения в ней было 1172 человека. Фамилии жителей Копыловы, Дороховы, Лутковы, Крохалёвы, Феденёвы, Отевы и т.д. Много было переселенцев, обрусевших вогул. В 1824 году, из Санкт-Петербурга в Екатеринбург через Кленовскую крепость проезжает император Александр I. По преданию, именно он был инициатором постройки каменного храма во имя Святителя Николая в Кленовской крепости. Храм был построен тщением прихожан на высоком берегу реки Пут в 1842 году. Свято-Николаевский храм в селе Кленовском относится к типу ротондальных. Представляет из себя Петербургскую архитектурную школу. Построена по проекту архитектора Ивана Подъячева. Своеобразие Rленовской церкви
заключается еще и в том, что ее ротонда решена в виде креста не только снаружи, но и внутри. Всего ротондальных храмов было построено около 50-ти, из них во всем Урало-Сибирском регионе — 6, в Свердловской области, в своем роде, он единственный и неповторимый.
В Пермском государственном архиве сохранились клировые ведомости по этому храму. Вот например небольшой отрывок одной из них.

    Ведомость о церкви Николаевской Красноуфимского уезда Кленовской крепости за 1838 год

  1. Построена в 1773 году тщением прихожан.
  2. Зданием деревянная тёплая, с таковою же колокольнею ветхою, ограждена деревянною оградой, при ней Каменная вновь строящаяся церковь.
  3. Престол в ней один, во имя Святителя и Чудотворца Николая.
  4. По штату положено: священник, дьячёк и пономарь.
  5. Земли к сей церкви пашенной и сенокосной 99 десятин.
  6. Дома: у священника собственный, а у причетника церковный деревянные.
  7. Расстоянием сия церковь от Консистории в 226-ти, от Духовного Правления в 140, от местного Благочиния в 3-х верстах.
  8. Ближайшие к сей церкви, Бисертской крепости Афанасье-Кирилловская в 24 верстах, Бисертского завода Хросторождественская в 24 верстах.
    О прихожанах означенной церкви.

  • В Кленовской крепости государственных крестьян дворов 151.
  • Число душ мужского пола 605, женского пола 648.
  • Станционный смотритель дворов 1. Число душ мужского пола 2, женского пола 4.
  • Отставных солдат дворов 6. Число душ мужского пола 10, женского пола 13.
  • В деревне Талица государственных крестьян дворов 7.Число душ мужского пола 26, женского пола 30. В десяти верстах, путь удобен.
  • В деревне Еманча. Государственных крестьян дворов 29. Число душ мужского пола 118, женского пола 124. В десяти верстах путь удобен.
  • Священник Яков Ефимов Грамолин
  • Дъячёк Вениамин Яковлев Грамолин.
  • Пономарь Михаил Иванов Горных 22.

В 1914 году из храма был вынос знамени Архистратига Михаила Союзом Русского народа. Видимо это было связано с началом первой мировой войны. В Пермском архиве имеется дело, связанное с этим, которое к сожалению мне так и не удалось посмотреть.

В Советское время храм очень сильно пострадал. В 1918 году у церкви была отнята земля, были отняты дома у священно-служителей. Во время гражданской войны зажиточные крестьяне поднимали восстание против советской власти. Через село проходила армия Колчака. Власть в селе за годы гражданской войны менялась несколько раз. В центре села стоит памятник убитым сельсоветчикам. В 30-е на церковь обрушились экономические и политические репрессии и в 1938 году церковь была закрыта.

В годы Великой Отечественной войны Храм превратили в казарму, т.к. в селе с осени 1941 по май 1942 шло формирование 129 отдельной стрелковой бригады. В 60-х годах 20-го века, а может быть и чуть раньше, в храме был устроен дом культуры. Росписи на стенах были замазаны извёсткой, на месте, где раньше находился алтарь, была устроена сцена.

В конце 1970-х годов, рядом с храмом был построен новый двухэтажный дом культуры. И храм, постепенно стал превращаться в самый большой туалет в селе. Купол у храма был деревянный, местные мальчишки постоянно лазили под этим куполом и в какой то момент подожгли его. Напротив храма была совхозная столовая. Все кому не лень останавливались на своих машинах возле столовой, шли обедать, а потом по нужде в храм. Моя мама работала директором Кленовского дома культуры. Однажды видела такую неприятную картину. Возле храма остановилась грузовая машина, гружёная листами железа. Листы железа сползли из кузова, тогда шофёр разворачивает свою машину и начинает бить этими листами железа об колонну храма с целью загнать их обратно в кузов. Из четырёх колон, которые были, в наше время осталось только две. Возле храма были могилы священников, закрытые мраморными плитами. Эти плиты были выворочены тракторами и увезены в машинно-тракторную мастерскую, из которой их отправили куда то на строительство.

Уже много лет идёт реставрация церкви в селе Кленовском, но постоянно не хватает денег.

Приведу такое сравнение.По данным 1902 года в селе проживало около 2000 человек. В хозяйстве у них было более 800 лошадей, 950 коров, 1500 голов мелкого скота. Население обрабатывало1100 десятин пахотной и 2000 десятин сенокосной земли.В конце 1970-х годов, насколько я помню, в селе было не более 300 коров и 20 лошадей. А сейчас по всему селу осталось не более 20 коров, лошадей одна две и население села год от года уменьшается.

Совхоз давно уже пришёл в упадок, село как то пока ещё держится за счёт частных предприятий. Культурная и духовная жизнь держится засчёт школы, храма, школы искусств, спортивной школы, дома культуры.

Но всё таки хочется верить, что село Кленовское не постигнет, та же участь, которая постигла десятки хуторов, когда то существовавших возле него.

Оставьте комментарий