Elbrus Mountain Race-2014

Автор: Николай Николаев
Elbrus World Race (EWR) – это ежегодное мероприятие, созданное людьми, любящими горы и спорт.

Карта трассы

Перепад высот на маршруте

Описание

Elbrus World Race проводится в первую неделю августа.Elbrus Word Race создан из любви к горам, чтобы дать людям возможность открыть для себя природу вокруг высочайшей горы географической Европы – горы Эльбрус(5642) и посоревноваться там. Elbrus World Race – это соревнования, где участники находятся в горах в условиях автономии. Elbrus World Race проводится в духе спорта с большим вниманием к горной безопасности.В программе Elbrus World Race:
Elbrus Mountain Race – 105 км, сумма набора высот подъёмов – 4900 метров на дистанции, не промаркированной на местности, промаркированной на карте и загружаемой в GPS навигаторы. Участие – командное, 2-4 человека в команде. Контрольное время – 72 часа. Старт в поселке Азау.

Идея

Идеей преодолеть дистанцию Elbrus Mountain Race я загорелся в прошлом году. Посмотрев на сайте пробега отзывы участников, живописные фотографии, описание гонки, решил, что буду участвовать в ней. Дистанция Elbrus Mountain Race представляет собой 105 км, проходящую через множество горных речек, четыре перевала, и всё это находится на высоте от 1500 до 3700 метров.

Выше Конжака и Иремеля я не поднимался. Поэтому было интересно посмотреть, как организм будет чувствовать себя на высоте при длительном беге. Дистанция 105 км преодолевается в команде от двух до четырёх человек для безопасности участников. Юра Федотов собирался ехать туда же, чтобы пробежать 42 км. Я предложил ему участвовать на 105 км. Юра согласился без раздумий.

Готовиться начали с апреля. Упор был сделан на объёмные тренировки. Бегали по выходным по 50 км. Один раз пробежали до Волчихи и обратно, а это около 80 км. На следующий день пробежали майскую прогулку-50 км. Следующим этапом подготовки была многодневка «По бездорожью Южного Урала». Затем пробежали Конжак, и участвовали в Трансурале. Так что беговая подготовка, я считаю, была хорошей и чувствовали, что состояние наше, перед намеченным пробегом в горах , было отличным.

Прилетели

Самолет приземлился в Минводах рано утром. Из окна видно большую гору, масштабы впечатляют. После дождей Урала, здесь необычайно жарко уже с утра. Приехала маршрутка, которая едет до Тырныауза. Водитель сказал, что поедет туда только в обед, поэтому пришлось ждать. А вдалеке, в синей дымке тумана виднеется Эльбрус, на котором лежит снег. До него где-то 150 км.

Эльбрус

Доезжаем до городка. Красивейшие виды, с обоих сторон возвышаются скалы, а в ущелье течёт бурная река. По этому же ущелью идёт отменная асфальтированная дорога.

От Тырныауза до Терскола идёт постоянный набор высоты. На дороге лежат коровы, которых приходится постоянно объезжать. Где-то часа в 3 дня мы были в Терсколе. Долго искать жильё не пришлось. На базе ЦСКА работала женщина, которая сдала нам жильё. Там все местные жители зарабатывают в сфере обслуживания туристов, которые приезжают на Эльбрус.

Первое восхождение

Прогулявшись немного по Терсколу, мы решили сходить на вершину Иткол. Тропинка начиналась прямо от посёлка. Надо только пройти по мостику через горную речку. После мостика начинается тяжёлый подъём. Такое чувство, что ты бесконечно идёшь по лестнице. Сначала мы прикинули, что для того чтобы дойти до вершины нам потребуется часа полтора, но когда прошли один километр за 40 минут, то поняли, что мы намного ошиблись. Погода была солнечная, торопиться было некуда, а слева стал проглядываться красавец Эльбрус.
Приятный запах цветущих трав стоял где-то до высоты 2700 м. Даже спустя 3 часа, мы не дошли до вершины. Вечерело, погода начала портиться, облака покрыли Иткол.

Плохая погода в горах

На отметке 3200 было решено возвращаться. За 3 км набор высоты получился 1100 м. Внизу и посёлок, и дороги смотрелись очень маленькими. Спускаясь обратно, на камнях встретили горного козла, который заметив нас, скрылся в ущелье. Спустились достаточно быстро. Так закончился наш первый день на Кавказе.

Акклиматизация

Второй день был для нас акклиматизационным. Решили переночевать в Приюте 11 (это высота 4200 м). С утра пробежали до Азау. Тут заканчивается асфальт и начинается канатка на Эльбрус до высоты 3700, и обычная горная серпантинка. По cерпантину пролегал наш путь.

К обеду мы дошли до кафе, где решили попить чаю. Всё было окутано туманом, но было достаточно тепло. Где туман, там и дождь. Надели ветровки и штаны от дождя и продолжили путь наверх. Погода окончательно испортилась и уже где-то начало греметь. Высота 3600. Поднялся очень сильный ветер, посыпался мокрый снег. Стало ясно, что до Приюта 11 при такой видимости и непогоде нам не дойти. Поэтому решили идти до ближайшего убежища.

Чуть выше бочек (3800) зашли в вагончик, где было человек 15, что нас очень удивило. Оказывается, это альпинисты, которые здесь пережидали непогоду. В такую грозу опасно находится в горах. Поговорив с инструктором-альпинистом, решаем переночевать в приюте. Выпив много горячего чая, отогрелись. Спустя 2 часа погода налаживается. Как же быстро всё здесь меняется. Альпинистов инструктор ведёт на снежно-ледовое занятие. Люди, которые через два дня пойдут на вершину, не знают что такое ледоруб, кошки. Забавно наблюдать, как они делают первые шаги в кошках.

К вечеру у меня и у Юры начинает болеть голова. Инструктор сказал, что спать мы здесь не сможем, потому что завтра будем мечтать побыстрее спуститься вниз. Но, как ни странно, уснули отлично, и даже не хотелось вставать с утра. Голова всё равно побаливала. То, что вчера не получилось, делаем на третий день. За час доходим до Приюта 11 (4200). Эльбрус на ладони, обе вершины рядышком, уже где-то на подножии виднеется группа, которая ушла от бочек в 2 ночи, и такое чувство, что еле там ползёт. У нас нет цели идти выше, поэтому спускаемся вниз. Навстречу попадаются немцы, которые удивлённо на нас смотрят и спрашивают, неужели мы с вершины сбегаем в кроссовках, шортах и футболке, когда вокруг лежит снег. Объяснив, что мы не ходили на вершину, бежим дальше. Через 2 часа мы были уже в Терсколе. Головная боль прошла после того как поспали.

Подготовка

Третий и четвёртый день были посвящены лёгким тренировкам и подготовке к старту. На четвёртый день взошли на вершину Иткол, т.к. был уже опыт восхождения. Вечером сходили на предстартовый брифинг, на котором узнали, что нам предстоит на этой длинной дистанции. Организаторы также загрузили трек в навигаторы, где вместо 105 км было 108 км. Видимо, нынче, прокладывали трассу по-другому.

Гонка

И вот настал день старта. Подъём в 5 утра. Завтракаем макаронами с сыром. Ещё раз проверяем рюкзак. Вроде всё обязательное снаряжение на месте. В 6 утра нас забирает микроавтобус до Азау. День, кажется, будет жарким. В Азау стараемся максимально закрыть тело от солнца, смазывая открытые участки кожи кремом.

Старт был назначен на 7-30, но организаторы взяли не те документы, которые надо предъявить пограничникам. Старт задержали на час.

Тактика была такой, чтобы с самого начала держаться в первой тройке. Вперёд сначала выбирается команда Ерохин/Гаврилов, которые очень бодро уходят от всех остальных. Мы с Юрой держимся где-то на третьем-четвёртом месте. Через пару километров начинается горная речка, которую надо пересечь вброд.

Горная речка

Тут передо мной парень теряет кроссовку, которая хорошо что не успевает уплыть, а забивается в заводь. Без кроссовки гонка для этой команды бы завершилась, не успев начаться. Юра в водах этой речки оставляет очки. Очень неприятная ситуация в начале гонки потерять очки, а день солнечный и в горах можно получить ожёг глаз. После речки мы уже вторыми поднимаемся в гору. Вперёд вышла команда ЦСКА (Храмов/Давыдов). Андрей Храмовшестикратный чемпион мира по спортивному ориентированию. Первый перевал, по словам организаторов, был самым сложным с технической точки зрения. Там не было тропы, навалы «живых» камней надо было максимально осторожно проходить.

Навалы камней на маршруте

Пройдя маленький участок равнины по камням, рядом с маленьким озерцом начинается ледник. Кроссовки скользят. Поэтому идём рядышком с ледником по камням. Команды впереди и позади нас идут уверенно, используя треккинговые палки. Мы же намертво замотали палки к рюкзаку, чтобы не мешались, так как всё равно ходить с ними не умеем. После ледника небольшой спуск и начался Конжак с настоящим курумом, шатающимся, только размеры побольше и цвет камней серый. Взобравшись на вершину, наблюдаем снежное поле. Через это поле прокинута верёвка, держась за которую, нужно пройти этот участок. Поле находится под углом, поэтому поскользнувшись можно скатиться далеко вниз.

Скат снежного поля на горе

За это время нас обошла ещё одна команда. Идём третьими после этого поля. Сотрудник МЧС, дежуривший после поля, указывает нам дорогу вниз. Наконец-то одолели перевал 3400. Теперь приятная дорога вниз.
Вдали виднеется ущелье, по которому течёт речка. Нам туда. Зацепляемся за второй командой. Первая скрылась из виду. Так добегаем до первого КП, где нас ждёт пограничник. На 14 км у нас ушло около 4-х часов. Показываем паспорта, съедаем по гелю, и пересекаем границу Карачаево-Черкессии. До следующего КП ещё бежать 13 км, но уже по хорошей дороге, и постоянно под горку. Это участок преодолеваем без проблем.

На втором КП опять проверяют паспорта. Там же находится западный лагерь, где мы можем поесть и немного отдохнуть. Особо есть не хотелось. Всё что забрасывали в этот лагерь, берём с собой и бежим дальше. Далее предстоит дорога около 10 км до аула. Жара начинает действовать на нас. Через 7 км темп бега снижается, но оказывается не только у нас. Мы приблизились ко второй команде и видим её на подходе к посёлку. Медленно трусим до посёлка. Жара стоит невыносимая. Заходим в первый магазин и покупаем «Колу». Вид Юры очень уставший. Делаем по глотку холодной «Колы» и начинаем разбегаться. Решаем, что до КП недалеко, где можно передохнуть. Пробегаем километр. Впереди ребят не видно. Думаю, что оклемались и убежали. Пробегаем ещё километр. Посёлок уже закончился. Понимаю что-то не то. Решаю посмотреть на навигатор. Трек остался позади. Мы уже убежали чуть больше 2 км. Приходится возвращаться до того же магазина и делать поворот в ущелье за ним. Тут же встречаемся с командой Ростовцев/Ермолов. Спросив далеко ли Ерохин/Гаврилов, узнаём, что отстали из-за лишней петли минут на 20-25 от вторых. Теперь идём на 5-ом месте. Что поделаешь, придётся догонять.

Начали бег. Тут Юра говорит, что он не может бежать. Я таким его ещё не видел. Говорю ему что-то, вижу, что он ничего не может понять. Дал ему таблетку «Кетанова» и пошли медленно пешком в ущелье по дороге. Догонять соперников было уже бессмысленно. Дошли до горного ручья с ледяной водой и поплелись дальше. Так шло, наверное, часа два или больше. Лесная дорога казалась бесконечной. Юра начал приходить в себя. Это был тепловой удар. Тут в пору пришёлся небольшой дождик, который нас хорошо охладил.
На отметке 58 км дежурили МЧС. Увидев у них в палатке арбуз, попросили. Таким вкусным и нужным он был в тот момент. Ещё у них выпросили «Кока-Колу». Пошли дальше и увидели вдали перевал, на который нам придётся подниматься. Наши соперники находились уже кто-то на пути в гору, кто уже на горе. Первых не было видно. Так начались наши следующие мученья.

Второй перевал нам показался самым тяжёлым и физически, и психологически. Бесконечный подъём, ноги уже не идут в гору. Выше 3000 м стало слышно, как бьётся сердце, хотя, вроде, и ползёшь еле-еле. Поднимаешься на одну горку, а за ней такая же, а потом ещё и ещё. Идёшь метров 200, останавливаешься.

Одна за другой гора

Через силу съели шоколадку, запили колой. Время -уже вечер. В движении находились 11 часов. Команды впереди тоже очень медленно поднимаются. Часов в 8 или 9 вечера были на вершине перевала 3700. Стоял контролёр и записывал номера команд. И тут произошло что-то непонятное. Буд то переключился выключатель на состояние ВКЛ. Стало прохладно. И, теперь, надо было двигаться под гору. Тут мы и побежали. Через маленький промежуток времени обгоняем две команды, как стоячих. Темнеет. Впереди замелькали фонарики. Гаврилов с Ерохиным видно ищут тропу, по которой предстоит дорога до северного лагеря. Спустя минут 40, догоняем и их. Окончательно стемнело. Они идут уже пешком. Решаем, что мы продолжим бег и бежим до северного лагеря. Там нас встречают в палатках. Директор лагеря предлагает нам подольше отдохнуть, сказав нам, что первые уже далеко, в минутах 50 от нас. Поев хлеба, куриного бульона, сникерс с чаем, мы отправляемся дальше. Бежим удивительно легко, как будто и не бегали вовсе.

Третий и четвёртый перевал мы так и не увидели, потому что фонарик дальше 7-10 метров не освещал в этой кромешной тьме. Так и бежали в горку, под горку. Ночью шли с навигатором. Тяжело было идти по тропе, которая постоянно терялась. То на метр выше уйдёт, то пониже на два, а по навигатору показывает, что идёшь по ней.

Тем временем, начало светать. Мы вышли на хорошую дорогу. И опять умудрились намотать лишний километр. Я посчитал, что эта дорога приведёт на финиш и побежал по ней несмотря на навигатор. Но эта дорога шла прямо к Эльбрусу. Пришлось возвращаться и искать маленькую тропку, которая сворачивает с этой дороги.

Вышли на хорошую дорогу. Оставалось бежать 16 км до финиша. Начало светать, появились километровые метки. Тут через два дня побегут 30-ку и 42 км. Смогли бежать до последней пятёрки. Последние 5 км показались бесконечно длинными с небольшими горками.
Была мечта добраться до финиша и напиться простой воды. На 10 километровой отметке гидратор пустой, а до ручья очень далеко спускаться. Трусим потихоньку до финиша, где нас встречает один из судей. ФИНИШ. Садимся на траву. Парни из первой команды лежат в палатке. Отрыв от нас у них составил 30 минут. Солнышко светит. Воды на финише не было. Тут появились встречающие других бегунов. У них была вода. Третьей команды так и не дождались. Приехала машина и забрала нас в Терскол, домой, отсыпаться. Хотя спать почти и не получилось.

Так и закончилось наше приключение длиной 105 км , хотя, наверное, больше и по времени почти сутки. На следующий день мы просто лежали на солнце и загорали, изредка купаясь в горной речке. Вечером нас наградили. После награждения мы поехали в аэропорт и в воскресенье были дома.

Ниже приведена таблица результатов забега на 105 км.

Elbrus Mountain Race

Автор текста: Николаев Николай

Август 2014 года

Источник: http://www.ski66.ru/kms_news+stat+nums-2752.html

Вам может также понравиться...