Афанасьевский леспромхоз


Автор: Колмакова Надежда Васильевна

Лесозаготовки на лесосырьевой базе Афанасьевского филиала начали вести с начала 30-х годов.В начале здесь леспромхоза, как отдельного предприятия не было. На Афанасьевском разъезде был Афанасьевский лесопункт в составе Красноуфимского леспромхоза. Афанасьевский леспромхоз образовался в 1943 году, т.е.во время Великой Отечественной Войны. Было заготовлено за весь год 17 тысяч кубометров.

На примере нашего филиала можно проследить, как изменялся труд лесозаготовителей.

  • Начнем с начальной операции на заготовке и валке леса,с поперечной пилы.
  • В 1932 года на валке леса появились лучковые пилы. Это было настоящей победой, если поперечную пилу обслуживало два человека, то с лучковой пилой работал на валке один человек,
  • а затем в 1940 году в леспромхозе на валке появилась бензомоторная пила МП-220,
  • а потом бензопила «Дружба», «Урал»
  • и уже в 1976 году на валке леса появилась валочно-пакетирующая машина ЛП-19.

Облегчен труд вальщика, в зимнее время не производится трудоемкая операция – уборка снега от деревьев. Обрубка сучьев до 1973 года производилась в основном вручную, а затем применялись сучкорезные машины. В 1970 году в леспромхозе применяются 3 сучкорезные машины — СМ 2,а с 1975 года сучкорезные машины ЛО-72. Если сучкоруб может обрубить 10-14 кубометров, то машина достигает производительности до 180 кубометров в смену. Средняя производительность 130-140 кубометров.

Механизированная обрубка сучьев:

  • 1970 год- 70,5 тысяч кубометров,
  • 1971 год- 74,7 тысяч кубометров,
  • 1972 год- 102 тысяч кубометров,
  • 1973 год- 89 тысяч кубометров,
  • 1974 год- 128 тысяч кубометров.

Подвозка-трелёвка леса, погрузка и вывозка.

Лесоразработки велись целиком вручную. 294 человека рабочих заготовляли, трелевали и возили лес на лошадях.Первым директором леспромхоза был Борисенко И.С. В 30-е годы подвозка и вывозка леса производилась конями по конно-ледяным дорогам, по снежным улучшенным дорогам. Затем появились конно-ледяные дороги с санями амортизационного типа, увеличилась нагрузка на рейс до 15 кубометров.

1937 год – Афанасьевский леспромхоз входит в крупное лесозаготовительное объединение – «Свердлес». К началу войны руководителем Афанасьевского леспромхоза был Роженко.

В ноябре 1941 года были ликвидированы Красноуфимский, Афанасьевский и Мончажский мехлесопункты. На базе их организован Красноуфимский леспромхоз. Из состава Красноуфимского леспромхоза выделили в самостоятельное предприятие Афанасьевский леспромхоз в 1944году.

1944 год — лесопункт получает первую машину, газогенераторную. Разделка производилась у пня, т.е. в лесосеке. Затем появились трактора, прямо в хлыстах вывозка производилась к месту назначения — к Малиновскому лесопункту и мастерскому участку на Чекалде, 77 квартал – вывозка производилась к сплаву на реку Чекалда. Весной эту древесину сплавляли на Афанасьевский разъезд.

  • В 50-е годы разделка хлыстов производилась на площадках в лесосеке эл.пилами, погрузка на автомашины производилась вручную на машины ЗИС-5.
  • 1954 год – в посёлке начинает работать первый трелёвочный трактор.
  • И в 1959-1960 году начала внедряться вывозка в хлыстах — тем самым резко изменилась технология не только в лесу, но особенно на нижнем складе.Погрузка на автомашины производилась мачтами, через блоки, пачка поднималась трактором, а затем подходил лесовоз.
  • На трелевке и погрузке использовались трактора ТДТ — 60, ТДТ- 75, на вывозке – автомашины МАЗ- 500 и МАЗ- 509.
  • Хлыстовая вывозка внедрялась очень тяжело, дело было новое и люди не верили в хлыстовую вывозку, все это требовало полной реорганизации на нижнем складе, требовало других механизмов по погрузке и разгрузке.И уже в 1960 году леспромхоз полностью перешел на хлыстовую вывозку.
  • С 1970 года на трелёвке леса работают трактора ТТ-4, а с 1976 года трелёвочные бесчокорные трактора ЛП-18.
  • С внедрением этих тракторов высвобождается трудоёмкая операция — чокеровка хлыстов.
  • На погрузке леса с 1970 года внедрены гидропогрузчики ПЛ-19 и ПЛ-2, трелёвочные трактора с 1972 года уже не производят погрузку леса.
  • Вывозка хлыстов с 1973 года производится автомашинами КРАЗ-255а. В 1973 году из 27 лесовозов было только 3 автомашины КРАЗ- 255а, то уже к 1975 году из 20 лесовозов было 16 КРАЗов.
  • Вывозка по автодороге была экономичнее, сохранялась вся древесина.Хлыстовая вывозка требовало полной реорганизации нижнего склада. Если до 1960года разделка на нижнем складе производилась на ручной эстакаде, раскряжевка эл.пилами, сортировка на вагонетки по узкоколейке, погрузка автокранами. В 1960 году началась комплексная механизация работ на нижнем складе.Была построена первая полуавтоматическая линия и установлены 2 крана ККУ-7,5. В 1961 году эта линия сгорела, но 1962 году была построена ПЛХ-1. Вступил в строй раскряжевочный агрегат с маятниковой пилой конструкции СНИИЛПа. Производительность на разделке резко возросла, если на ручных эстакадах производительность на ч/дни – 8-9куб.м., то на ПЛХ она достигла 24-26 куб.м., т.е. в 3 раза и уже с 1964 по 1970 год в ЛПХ построены и сданы в эксплуатацию 4 полуавтоматические линии, смонтированы 3 консольно- козловые крана.
  • С изменением техники, технологии лесозаготовок изменяется структура системы управления.1943 год. Ключевая существует только лишь как небольшой разъезд и лесомехпункт, контора которого находится на Афанасьевском разъезде Ачитского района – директор Мехонцев Михаил Евграфович.В п. Ключевая в 1952 году был открыт лесопункт и осенью 1956 года управление леспромхоза переезжает в Ключевую, но название «Афанасьевский» остается.Заготовка леса доводится до 230,8 тысяч куб. в год.Директором был Таран Михаил Тимофеевич.
  • 1960 год, 10 января – вводится в строй первая полуавтоматическая линия по разделке древесины. В это время в состав леспромхоза кроме Афанасьевского и Малиновского лесопункта, были ещё два поселка- Ермыш или по- другому назывался пос.77кв. и 2-я Чеколда.Но в конце 60-х годов эти посёлки были ликвидированы, рабочие были перевезены на Ключевую и на Афанасьевский разъезд. И в 1960 году леспромхоз последний раз занимался сплавом леса из Малиновки на разъезд Афанасьевский по рекам Чекалда и Бисерть.
  • 1963 год — бригаде Заболотных Ивана Васильевича, первой в ЛПХ присваивается звание бригады коммунистического труда. Были первые победители полуавтоматических линий на раскряжёвке хлыстов – это оператор В.И. Леханов, оператор В.С.Безматерных, который раскрежевал на своей линии 31400куб.м. в год.
  • 1964 год — в леспромхозе начинается внедряться НОТ.1966 год – пущена в ход вторая автоматическая линия по разделке древесины и начинает строиться третья.Рекордное число рационализаторских предложений – 55 , из которых внедрено 41, с условной годовой экономией 18600рублей.
  • 1967 год – количество рабочих и служащих 1310 человек. Механизация на высоком уровне:
    1. действует 4 консольно – козловых крана,
    2. 1 кабель – кран.
    3. Количество автомашин – 61 штука,
    4. трелёвочных тракторов 58,
    5. бульдозеров 17,
    6. экскаваторов 3,
    7. составлено 7 планов НОТ, с годовой экономией в 50 тысяч рублей.
    8. С 1 июля ЛПХ переходит на новую систему планирования и с августа на 5 – дневную рабочую неделю.
    9. Работают 8 бригад коммунистического труда из 67 человек, за это ещё борется 26 бригад, всего 409 человек.

Леспромхоз неоднократно был победителем во Всесоюзном соцсоревновании. Многие рабочие были награждены правительственными наградами: Орденом Ленина, Орденом Знак Почёта, Орденом Красного Знамени, Орденом Дружбы народов, Орденом Славы 3 степени. Медалью «За трудовое отличие» награждены — 14 человек.

Но 29.04 1977 году распоряжением вышестоящей организации Афанасьевский леспромхоз был присоединен в качестве филиала к Красноуфимскому леспромхозу, что отрицательно сказалось на всех производственных показателях. До 1977 года в структуре ЛПХ не было больших изменений, т.е. к леспромхозу относились три лесопункта — Малиновский, Афанасьевский, Ключевской и Лесовозная дорога.

Малиновский лесопункт в основном занимался заготовкой леса — в своем составе имел 2 мастерских участка и гараж или РММ.

Ключевской лесопункт до 1977 года частично занимался заготовкой, но основное — нижнескладские работы и переработка древесины.
Структура Ключевского л.п. как цеха, а значит и леспромхоза значительно изменилась. До 1970года в состав лесопункта входил мастерский участок по заготовке, раскряжевке на 5 ПЛХ, цех по шпалопилению, где были установлены станки для переработки горбыля на тару. В 1970 году построены цеха по переработке продукции: большой тарный цех с многочисленным станочным оборудованием и цех по производству технологической щепы, для более полного использования низкокачественной древесины. До 1963 года эл.энергия для производственных целей вырабатывалась на месте, леспромхоз имел два локомобиля. В 1973 году была построена высоковольтная линия Кленовая – Ключевая на 10 кв., а затем высоковольтная линия на 35 кв.

В 1973 году закрыт нижний склад на Афанасьевском лесопункте, где была ручная разделка эл.пилами.

Развитие леспромхоза сопровождается постоянным ростом, было 2 нижних склада, было 2 гаража: на Афанасьевском и в цехе лесовозной дороги. Дальнейший рост концентрации является одним из важнейших задач развития отрасли и предпосылкой повышения эффективности его производства.

Изменилась и структура управления.

С 1986 года леспромхоз был самостоятельным предприятием, где был директор Прокопенко Николай Александрович.

Выпуск продукции

год Тов. В т.ч. дер. Вывоз Выр.компл. Выр.товар. Ср.зарп. Числ. Выр.на маш.
1943 141т.р. 15,1
1960 2760 т.р 310,8 586 2730 101,7 1059 10-11
1971 5776 т.р. 1591 380,0 475 5199 138,9 1119 12,3
1977 5648 т.р. 1891 326,3 576,8 5898 179,5 943 15,7

Поставки готовой продукции

Ежесуточно отправляется по стране и во все зарубежные страны, с которыми Советский Союз имеет торговые отношения по 49 вагонов.
Всего в год ЛПХ дает лесоматериалов на 4 млн.118 тыс. рублей.

  1. Пиловочник лиственный — юг нашей страны,
    металлургические заводы;
  2. Шпалы – юг, Рава Русская, шпалопропиточный завод,
  3. на экспорт – Иран, Англия, Румыния;
  4. Баланс экспорт — Венгрия, Румыния, Франция;
  5. Артбанник, ружболванка – военные заводы;
  6. Лыжный кряж – Ново-Вятский лыжный комбинат;
  7. Спичсырьё – Уфимская фабрика 1-е Мая;
  8. Резонансовая ель – Музыкальная фабрика;
  9. Рудстойка – Челябинский угольный бассейн;
  10. Тара – юг страны, совхозы, колхозы;
  11. Щепа – Соликамский и Волжский бумажный комбинат;
  12. Пилопродукция – юг страны, мебельные заводы.

С 26 февраля 1993 года леспромхоз был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Афанасьевский КЛПХ». В марте 2002 года леспромхоз был продан Соловьеву С.А.. С 2004 года Афанасьевский КЛПХ был реорганизован.Была распродажа и демонтаж оборудования.Техника была вывезена или сдана на металлолом.

Редактор и оформитель материала: Колмакова Н.В.
Компьютерная верстка: Макарова В.Н.
Использованная литература: «История развития лесной промышленности Среднего Урала». Сост. Маслюков М.Ф.
Личный архив Колмаковой Н.В.
Воспоминания жителей п. Ключевая.
2011год.

Оставьте комментарий