Сутягина Екатерина Михайловна


Автор: Бажутина Людмила Васильевна

Книга — мудрый наставник жизни

Помню себя в детстве, когда шла в библиотеку, испытывала от этого неизвестный трепет в душе, сердечко постукивало от волнения и не покидало ощущение какой-то радости. Став старше, эти чувства меня не покинули, и отношение к книге осталось таким же трепетным и восхитительным. Сейчас, имея большую личную библиотеку, книга для меня продолжает оставаться учителем и помощником в моей работе. Но вот с появлением, так называемых новых технологий, в обществе сформировалось ощущение, что книга начала уходить в тень, но так ли это на самом деле? Посмотрите вокруг, книжные рынки завалены многочисленной литературой! Вопрос в другом, что мы читаем, и книги каких авторов способствуют формированию личности молодых людей в современном обществе? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и специалистов, которые всю жизнь работают с книгой.

Екатерина Михайловна Сутягина ещё со школьной скамьи определилась с будущей профессией. По совету Завьяловой Анны Дмитриевны, школьного библиотекаря, она, после нескольких лет учёбы в Екатеринбурге, получает диплом библиотекаря. Возвратившись в родное село, начинает работать в сельском Доме Культуры, руководителем которого была Лидия Ильинична Мулыгина. В те далёкие 80-е годы жизнь била ключом, Дом Культуры и библиотека были центром активной и творческой жизни кленовчан. Ставились театральные постановки, в которых принимали участие школьные учителя и работники совхоза. «А какие агитбригады были!», — вспоминает Екатерина Михайловна, «ездили по всем отделениям совхоза, в отдалённые деревни, агитбригаду везде принимали с удовольствием, весело и интересно было, у всех были какие-то творческие интересы, люди читали книги. Проводились интересные тематические вечера, огоньки».

Получив приглашение в общеобразовательную школу на должность библиотекаря, согласилась сразу. Конечно же, первое время, приходилось привыкать к новым условиям, хотя деятельность практически оставалась такой же. Постепенно набиралась опыта. Ведь школьный библиотекарь должен владеть знаниями психологическими и педагогическими, так как работает с детьми разных возрастов и уровня начитанности. Также важно умение работать с каталогами, книжным фондом, приобретением новых изданий, следить и оформлять вовремя подписку на периодические издания (газеты и журналы). А ещё библиотекарь – это помощник учителя, по просьбе которого Екатерина Михайловна сразу же или в кратчайшие сроки готовит необходимую для него информацию, подбирает методические пособия, газетные статьи по определённой тематике, помогает проводить беседы и тематические классные часы в начальной и средней школе. Ежемесячные выставки книжных новинок, юбилейных дат известных мастеров слова или деятелей искусств, — всё это требует дополнительного личного времени на подготовку и поиски нужной информации. Екатерина Михайловна всегда знает, когда, что и где происходит в области литературы. Очень удобно и легко работать с этим человеком. Она прекрасно владеет любой информацией, связанной с книгой. Знает особенности того или иного книжного издания.

С момента компьютеризации школы, Екатерина Михайловна была в числе первых, кто начал работать с компьютером. И сейчас, она вовремя подскажет детям и учителям, на каких сайтах в Интернет можно найти необходимую им информацию, или же сама, садясь за компьютер, находит всё необходимое к урокам. А ёё манера общения с людьми, я бы сказала, образцовая! За 25 лет работы с детьми, она никогда не повысила на них голос. Спокойно, с дружеским участием и материнской заботой обращается Екатерина Михайловна к ним. С учителями она общается тактично и просто, ненавязчиво, но профессионально предлагает разные варианты литературы, которые имеются в наличии школьной библиотеки. Как отмечают учителя, даже по цвету обложки, она уже догадывается о какой книге идёт речь! В случае необходимости всегда старается найти нужные учебники или методическое пособие для учителя в других библиотеках школ нашего района, а иногда её поиски распространяются по всей Свердловской области.

  • Заместитель директора школы по научно-методической работе Елена Анатольевна Бузунова отмечает такие качества Екатерины Михайловны, как «безотказность, терпимость, бескорыстие, преданность своей работе. Она никогда не останавливается на достигнутом, именно благодаря ей наша библиотека стала в полном смысле информационно-библиотечным центром».
  • Другой завуч школы Галина Владимировна Копылова выделяет среди её профессиональных качеств «компетентность, эрудицию и исполнительность, а среди человеческих — доброту и отзывчивость».

Читатель этих строк наверняка подумает, а есть ли в наше непростое время такие люди? Я отвечу есть, но с поправкой в двух словах – «незаметность» и «незаменимость». Незаметность Екатерины Михайловны происходит от большой скромности и человеческой культуры. Незаменимость ощущается во время её отсутствия в школе, что бывает крайне редко, но означает одно – «мы остаёмся как без рук», ощущение информационного голода преследует всех.

О себе Екатерина Михайловна говорит так:
«Моя работа здесь – для души. Хоть и трудно бывает, но ощущение востребованности и полезности моего труда скрашивает все сложности, связанные с работой библиотекаря. Сама с детства люблю читать, и до сих пор каждый день по вечерам читаю заинтересовавшую меня книгу. Среди читающей детворы, которые уже закончили школу, мне запомнились Ольга Ногтикова, Аня Кочнева, Семён Скутин. Среди нынешних увлечённых читателей могу назвать учащихся начальной школы — Ирину Копылову, Валю Бажутину, Дашу Осипову. Это те дети, которые взяв в руки книгу, могут позабыть обо всём, даже не услышать звонка на урок! Конечно, у бумажной книги сейчас появился электронный вариант. Но не думаю, что бумажная книга исчезнет. Ведь, взяв в руки новенькую книгу, со своеобразным типографским запахом, с шуршанием страниц, получаешь истинное удовольствие».

Беседуя с Екатериной Михайловной об отношении наших детей к книгам, исследуя мир их книжных увлечений, рисуется образ современного читателя, который минуя чувственный мир переживаний и эстетического удовольствия, желает получить информацию сразу, что выражается в интересе к разным видам энциклопедий. Видимо, современный инновационный мир, формирует новое поколение людей, способных быстро находить и воспринимать информацию, расчётливых аналитиков и любителей скоростей.

Накануне праздника Дня Учителя, хочется пожелать Екатерине Михайловне и всем нашим школьным библиотекарям, добрым помощникам учителей, успехов в продолжении великого дела в приобщении юных душ человеческих к открытию вечных истин и ценностей, заложенных в книгах, — мудрым наставникам жизни.

Оставьте комментарий