История Контугановской школы


Автор: Ханипова Заира Н.-директор школы с 1970 по 1997 гг.

До 1928 года сначала учились в доме муллы. Мальчиков обучал мулла, а девочек — его жена, Остабика. Потом стали учиться в частных домах. Обучение велось по арабскому алфавиту на татарском языке.

В 1928 году закончили строительство школы, и обучение начали вести по латинскому алфавиту. Здание школы состояло из 4-ых классных комнат, учительской, квартиры для учителей. Первые учителя – Багаутдиов Гаяз (зав.школой), Яушева Разия, Бадрутдинов Мухтар, Хафизова Магашук.

Батрутдинов Мухтар

Учителя, родители и учащиеся Контугановской школы, 1932 год

С 1939 года обучение стали вести по русскому алфавиту.

Началась В.О.В. Мужчины-учителя ушли на фронт (Якишев Тимербай, Музафаров Наби, Бадрутдинов Мухтар), вернулся только Мухтар.

До 1951 года школа была начальной, школа национальная, обучение велось на татарском языке. После 4 класса некоторые ученики шли на разъезд Контугановский, поступали в 3 класс (школа русская), таким образом, теряли 2 года, некоторые учились в Васькинской школе.

В 1951 году школа стала семилетней. В начальных классных учителями были Миндияров Н.,Миндияров А., Миниахметова С.,Мунирова М., Миндияров Ж. В среднем звене: Ижбулатов Г., Латыпова Т.,Хамадуллин Г., Гакашина Ф.

Учителя 1945 года: Миниахметова С., Муниярова М.,
Миндиярова Ж., Миндияров А., Миндиярова Н., Мунирова М.

 

С 1955 – 56 гг. школа стала начальной, завшколой была Миндиярова Н. После 4 класса ходили пешком в Талицкую школу.

В 1970 году школа стала восьмилетней (национальная с русским языком обучения). Сделаны пристройки (спортзал, буфет, мастерская), построен 2-х квартирный дом для учителей.

Руководители школы:

  • Хамадуллин Гали (младший) – завшколы, затем директор семилетней школы, с 1941 – 1970 гг.

Работал директором школы 1941 -1970 гг.

  • Миндиярова Нафига 1970 г.

Работала в школе 1941-1970 гг.
Директор: 1970 г.

  • Ханипова Заира Н. – директор восьмилетней школы 1970 – 1997 гг.

Работала директором школы 1970-1997 гг.

  • Ахмадуллина Инсия М. – директор с 1997 – 2007 гг.

Работала директором школы 1997-2007 гг.

  • Идиятова Марьям М. – директор с 2007 – 2008 гг.

Работала директором школы 2007-2008 гг.

Наполняемость классов большая, в школе обучалось до 170 учеников. Работали в три смены (была ещё ШРМ).

Выпуск 1972-1973 гг., 28 человек

С 1970 года выпущено 335 выпускников. Из стен школы вышли многие талантливые люди, которые работали во многих областях народного хозяйства.

  • 25 — стали учителями,
  • 10 — медицинскими работниками,
  • 4 – военное училище.

С Красным дипломом закончила ВУЗ – Муртазина Наиля (медицинская академия г.Екатеринбург),

Мухатинов Марат (педагогический университет),

Хафизова Эльвира (экономический университет), Биктагирова Оксана (финансово-юридический университет),
Миниахметов Хафиз (военно-воздушная академия им. Гагарина),
Биктагиров Ралиф – горный инженер,
Биктагиров Самгулла – горный инженер.

Из семьи Васильевых Исхака и Аслеы 3 дочери окончили педвузы – Фатьма, Гульфираз, Эльмира, и 3 внука разные ВУЗы.

У Мухаматдиновых Захита и Файрузы все 4 дочери закончили Красноуфимское педучилище.

Илгиза, Айсылу, Инзила, Фирдависе

Наши парни – выпускники, достойно несут службу в рядах нашей армии. В чеченских сражениях:

  • Альберт Низаев,
  • Ринат Тавафиев,
  • Мунир Мусин.
  • Ехлаков Марат дважды был командирован в Чечню.

Школа (учащиеся и учителя) принимали активное участие в общественно-культурной жизни деревни, в школе долго существовало лесничество, проводились предметные недели по всем предметам, каждый учитель вёл кружок, организовывали экскурсии и походы по изучению родного края.

Участвовали во всех мероприятиях (спортивных, культурных) района.
Мухатинова Регина заняла I место в фестивале «Юные интеллектуалы Урала»

Учительские династии:

  • Миндияровы
    1. Нафиля Кавиевна – учительница начальных классов, педстаж 44 года, долго была заведующей школы (когда была начальной) 1927 – 2002 гг.
    2. Ахун Миндиярович – начал работать после В.О.В., окончив заочно педучилище, учителем начальных классов, педстаж 20 лет, годы жизни 1921 – 1987 гг.
    3. Дочь – Васима Ахуновна, окончила филологический факультет пединститута, работала учителем русского языка и литературы, педстаж 38 лет.
  • Гакашины (все члены семьи учителя)
    1. Нур Гакашевич 1927 – 2004 гг. После окончания Красноуфимского педучилища работал учителем физики и трудового обучения, педстаж 25 лет.
    2. Фазлия Фархутдиновна окончила Елабужский учительский институт и приехала по распределению из Татарстана. Учитель татарского языка и литературы, стаж 41 год. Вела среди учащихся и населения активную работу по изучению родного языка, татарской культуры, на пенсии, 1922 г.
    3. Сын Азат – после армии окончил исторический факультет Уральского государственного университета, работал директором средней школы г. Богданович 1956 – 2011г., педстаж 28 лет.
    4. Дочь Клара – 1972 г. окончила пединститут, педстаж 13 лет, учитель географии и экологии.
    5. У Фании Фархутдиновны в Татарстане брат Ахнаф учитель физики, брат и сестра отца тоже были учителями.

В 2007 – 2008 гг. в школе была проведена учителями большая работа по подготовке здания для сад – школы. Было подготовлено 8 комнат: 3 – для садика, 5 – для школы. Школа комиссией была принята.

8 сентября школа была реорганизована в школу-сад с сохранением только начальных классов.

Но мы помнили о предстоящем юбилее школы и 4 октября 2008 года пригласили население отпраздновать 80 летие родной школы. Пришло почти всё население, приехали из разных мест бывшие выпускники. Была подготовлена большая программа, оформление школы. Один класс был оформлен фотографиями учащихся и учителей под названием «Путешествие в детство». Другой класс – «Горячий час», национальная кухня, концертная программа и т.д.

В настоящее время в 2010-11 гг. в школе 11 учеников

    • I кл. – 5,
    • II кл. – нет,
    • III кл. – 4,
    • IV кл. — 2

.

В садике по списку числятся 6 воспитанников. В Кленовскую школу возят 9 учеников.

Школы по стране преобразовывались много раз, в том числе и наша. Каждое изменение имеет свои преимущества и недостатки. Но очень обидно, сегодня, что наши дети постепенно забывают свой родной язык, лишены права изучать его. Ибо вымирание нации в первую очередь начинается с исчезновением родного языка, а затем национальных традиций, культуры, обычаев и т.д.

Ханипова Заира Н.

Оставьте комментарий