КРАСНОУФИМСКИЕ ВОГУЛЫ

Автор: Соколов Виктор Владимирович

Красноуфимские «вогулы»: происхождение, расселение, численность

Проблема красноуфимских «вогулов» привлекала к себе внимание исследователей уже в XIX в., однако не была ими разрешена. Вместе с тем, даже официальные источники того времени с большим недоверием относились к этой группе нерусского населения, не считая их вогулами, а именуя «так называемыми вогулами».

Действительно, к настоящим вогулам (манси) они не имели никакого отношения, а происходили из верх-бисертских крещенных ясачных татар.
Первая попытка крещения верх-бисертских татар была предпринята в начале XVIII в., но окончилась неудачей 1. Хотя всё же какая-то часть их приняла «учение Христа». С постройкой в 30-е годы XVIII в. на Московском генеральном тракте Кленовской крепости (заставы) этих татар перевели туда и стали называть «новокрещенными».

В 1800 г. ясачные «новокрещеные татары» (39 лиц обоего пола) проживали в «Кленовской крепости, село Николаевское тож», где населяли семь дворов (основным населением крепости являлись русские – 584 чел. Еще пять «новокрещенных татар» проживали в деревне Талица, расположенной на одноименной речке, при тракте. Таким, образом, общая численность «новокрещенных татар» составляла 44 человека. В отличие от русских жителей крепости, занимавшихся хлебопашеством, скотоводством, извозом и работой на заводе, «новокрещенные татары» промышляли «звериной ловлей», а хлебопашеством занимались мало. Существовало еще одно различие – русские входили тогда в состав Кленовской волости, а новокрещены, наряду с ясачными татарами и марийцами – в Кантугановскую волость 2.

К 1834 г. в Кантугановской волости проживали уже 126 ясачных «новокрещенных татар» (62 мужчины и 64 женщины), носившие фамилии Копылов, Чистяков, Феденев, Кочнев, Мешавкин, Накоряков. Правда среди них были и «бесфамильные» 3. После перевода в 1834 г. верх-бисертских татар (мусульман) и марийцев из разряда ясачных крестьян в оброчные «новокрещенные татары» каким-то образом сумели убедить власти в том, что они являются вогулами. Поэтому их оставили «в прежнем состоянии», но стали именовать вогулами и «так называемыми вогулами».

В дальнейшем численность красноуфимских «вогулов» росла за счет браков с русскими женщинами (русских мужчин «вогулки» не интересовали). К 1873 г. «вогулов» насчитывалось уже 220 человек. Они проживали в селе Кленовское (141 чел.), в деревнях Талица (37 чел.), Накорякова (30 чел.), Ольховка (основана в 1851 г. выходцами из с. Кленовское, 6 чел.) и Половина (основана в 1854 г. выходцами из с. Кленовское, 6 чел.) 4.

На протяжении всего XIX в. шел процесс формирования новых групп крещенных из числа татар и марийцев Кантугановской волости (в 1858 г. таких было 79 чел.) 5, но они уже не включались в состав «вогулов».

Согласно переписи 1897 г. численность красноуфимских «вогулов» достигла 389 человек. К 1904 г. они жили в шести населен­ных пунктах Кленовской волости, в том числе в новом починке Екимовка. Наиболее крупными селениями являлись деревни Талица (113 «вогулов») и Накорякова (98 «вогулов»). Однако все эти населенные пункты были смешанными русско-«вогульскими» и в них численно преобладали русские 6.

Перепись 1926 г. уже не упоминает «вогулов» – они окончательно влились в состав русского этноса.

  1. Шишонко В. Н. Пермская летопись. Пермь, 1889. 5-й период. Ч. 3. С. 575, 576, 583.
  2. ГАПО. Ф. 39. Оп. 4. Д. 3. Л. 53.
  3. Там же. Ф. 111. Оп. 1. Д. 2853.
  4. Материалы для статистики Красноуфимского уезда Пермской губернии. Казань, 1893. Вып. 4. С. 104-106.
  5. ГАПО. Ф. 111. Оп. 1. Д. 2866.
  6. Список населенных мест Пермской губернии. 1904 г. Пермь, 1905. С. 82-83.

Шумилов Евгений Николаевич, 2005 г.

Опубликовано в рубрике Большой Урал

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий