Земельный вопрос о межевании земли с башкирами в районе Красноуфимской крепости

Автор: Соколов Виктор Владимирович

ДОКУМЕНТЫ. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

1750 г., мая 12. Промемория Уфимской провинциальной канцелярии в Канцелярию Главного правления заводов о межевании земли с башкирами в районе Красноуфимской крепости. (Л.553) Сего 1750 году февраля 2 дня в указе Ея ИВ из Оренбургской губернской канцелярии в Уфимскую провинциальную канцелярию написано:

  • В Оренбургской-де губернской канцелярии слушаны челобитная Уфимского уезду Сибирской дороги Кущинской старшины Козяша Рахмангулова и Сызгинской волостей сотника Темира Азмакова с товарищи, которою просили о снятии за взятую под Красноуфимскую, также и другие крепости и под казенные мельницы, имеющиеся близ Красноуфимской крепости, из вотчинной их земли (…) платимого ими тептярского ясака (…) и учиненная на то выписка, из которой усмотрено, что (…) по именному (…) императрицы Анны Иоанновны указу, присланному в 1739 году от 20 числа августа к бывшему тогда в Оренбургской комиссии командиром покойному генерал-лейтенанту князю Урусову, (…) о снятии за взятые у башкирцев под строения крепостей земли с них, башкирцев, ясака что надлежит по препорции повеление имеется, что и (…) учинено тайным советником и кавалером Неплюевым обще с бригадиром и бывшим (Л.553об.) в Уфе вице-губернатором Аксаковым в 1742 году июля 10 числа.
  • (…) А в 1746 году 22 числа сентября, когда в (…) Губернской канцелярии на поданные красноуфимских жалованных и своекош[т]ных казаков доношения определено к той Красноуфимской крепости к прежнему отводу еще прибавить по примеру в Исетской провинции таких же крепостей до 5 верст кругом. А ежели где в тех местах войдут в отвод башкирские жилища, тех не ссылать, а описать их особо, [и] вместо того можно податься отводом в другом пустом месте, то велено башкирцам, ежели оная земля подлинно их и крепости на нее имеют, бить челом в Оренбургской губернской канцелярии. По чему они (…) снятием ясака по препорции удовольствия могут получить сверх того и за занятую ко взятой в казну близ Красноуфимской крепости на речке Бисерти Кунгурского уезду села Торговища у крестьянина Федора Шилова мельницы землю и лесные к ней угодьи.По определению ж Оренбургской губернской канцелярии, учиненному 5 декабря того ж году, велено Уфимской провинциальной канцелярии ему, Козяшу, с товарищи вместо того, (Л.554) что он, Шилов, по 70 копеек им платил из собираемых с той мельницы помольных денег, единожды учинить пристойное награждение и земли взять сколько к той мельнице необходимо будет потребно. А в угодья лесные означить въезд из ворот по потребности ж.
  • Но (…) после того, как Уфимская провинциальная канцелярия 24 июля 1748 году в Оренбургскую губернскую канцелярию рапортовала при вышеозначенном (…) к Красноуфимской крепости отводе, тутошние казаки объявили: хотя бы-де сколько в отводе за Уфою-рекою ни было, они [того] не желают, для того что-де по веснам Уфа-река разливается на 3 версты и луговые места все понимает, и за тем-де [земля] им там весьма стала быть не способна. А способна-де им земля такая, [что] лежит со старым их отводом 5-и верст к Ключевскому заводу, и кортомная земля кунгурца Песьякова. Для чего-де они к тому отводу и не подписались. (…) (Л.554об.)
  • (…) (Л.555) (…)1 Того ради (…) в Оренбургской губернской канцелярии определено: (…) имеет здешняя канцелярия, ежели точного к Красноуфимской крепости отводу поныне еще не учинено, то (…) обеих тех Кущинской и Сызгинской волостей земли чрез нарочно (Л.555об.) посланного геодезиста описать и обмежевать. (…) А при том изъяснить и сие: есть ли имеющимся в (…) Бисертской и Ачитской крепостях и в деревне Алимовой2 обывателям, до которых мест им землею и прочими угодьями довольствоваться, точный отколь предел, и не захватывают ли они у башкирцев, как они, Козяш и Темир жалуются, (…) и построенные теми обывательми мельницы в их ли отводе и по указам ли имеются. А понеже оные крепости и деревня, как известно, в ведомстве состоят Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов, того ради о допущении к тому описанию и межеванию башкирской земли в ее ведомстве посланного из Уфы геодезиста здешней Провинциальной канцелярии с тою Заводскою канцеляриею сношение возыметь.
  • (…) (Л.556) (…) Того ради (…) в Уфимской провинциальной канцелярии определено: в Уфимский уезд на Сибирскую дорогу в вышеписанные Кущинскую и Сызгинскую волости послать (…) геодезиста Ивана Калинина, которому по приезде (…), старшин и башкирцев собрав, и по сказкам их и по имеющимся у них грамотам, указам и владенным выписям оные вотчинные земли по межам и урочищам измерять и описать.

(…) (Л.556об.) (…) Майор Сергей Заманийский, майор Иван Тарбеев. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.1263. Л.553-556об. Подлинник. № 21. 1750 г., августа 11.

Определение Канцелярии Главного правления заводов об устройстве крепостей вдоль Кунгурской дороги и надлежащем межевании окрестных земель с башкирами.

  • 1 (Л.563об.) (…) По справке в Канцелярии Главного заводов правления явилось: Когда здешние Сибирские казенные заводы из ведомства Сибирской губернии приняты были в ведомство Берг-коллегии, то наипервее на Уктусских заводах учреждено было Сибирское Вышнее горное начальство да в Кунгуре Канцелярия горных дел.
  • 2 И тогда нербходимо потребно было учреждать прямейшую дорогу из Руси через Кунгур, что и самим делом последовало. А в 1723 году по прибытии на заводы г-на генерал-майора Геннина о том же старание имелось. И для тогдашнего ж пустого места для отдохновения и согреву построено было несколько (Л.564) избушек. Но и тогда как для пустоты по ней, так и для великих грязей не только к проезду была многотрудна, но паче того, за неимением на оной жилищ, в перемене подвод и в пропитании людском и конском следовала крайняя невозможность. То для избежания оного по силе данного от Ея ИВ (…) императрицы Анны Иоанновны полномочия тайному советнику г-ну Татищеву на ту дорогу переведены и поселены люди в пристойных местах из Кунгурского уезда, кои состоят от тогдашнего времени в команде Канцелярии Главного правления заводов.
  • 3 И бывают они в заводских работах, а особливо в поплаве на судах со отправляющимися с Чусовских казенных пристаней в Москву и Петербург железом и другими разными припасами каждогодно по немалому времени. Во время же шатости башкирской по определениям его ж, тайного советника г-на Татищева, при тех жилищах для предосторожности от разорения немало по той дороге крепостей построено, в том числе и вышеписанные Ачитская в 1735, Бисертская в 1736 году.
  • 4 И велено переведенных из Кунгурского уезда крестьян поселить до 200 или до 300 дворов, в том числе по реке Тюшу 50, вверх [реки] Бисерти подле деревни черемисина Бактемира до 100 дворов, а достальных ближе к Утке, где место обыщется. А по ведомостям Чусовских казенных пристаней конторы, значится в показанных крепостях ныне в жительстве: в Ачитской 156, (Л.564об.) в Бисертской 249, итого 450 душ. Кои, живучи там, до которых мест пашенными землями, и сенными покосами, и прочими угодьи довольствуются, о том здесь неизвестно, понеже до сего тому отводов не бывало.
  • А от 29 апреля 1746 и от 16 марта 1749 годов из здешней Канцелярии представлено в Государственную Берг-коллегию доношениями (…), что башкирцы заводчикам Осокиным и Демидовым своих земель отдали в кортом и распродали немало, в том числе и такие места закортомили и запродали, на которых русские из давних лет заселились. И заводчики им как в сенных ставках, так и в пахоте чинят утеснение и места от них отымают. (…) Особливо же некоторые заводчики к приписным к своим заводам крестьянам (…) чинят обиды. А как есть известно, что в Кунгурском уезде до населения русских людей и во всех местах жили и владели татара и прочие иноверцы. А по поселении русских людей, до начатия покупки и кортомления заводчиками о поселении и пашне крестьянам никакого спору и препятствия не было. Но когда заводчики начали у татар земли покупать и кортомить, то те татара, обольстясь на деньги, не точию свободные, но кои и под селитьбою крестьян, начали продавать и в кортом отдавать. А по Соборному Уложению и по другим указам, татарам и прочим иноверцам земли продавать и в кортом отдавать [и] напротиво у них покупать и в кортом брать под немалым штрафом запрещено. И кои дерзнули продавать или у них покупать, таковые земли от продавцов и покупщиков по грамоте 160 года6 отняты и отданы во владение русским людям. И ежели им, татарам, и впредь волю дать и паки не воспретить, то они и все те места, (Л.565) на коих крестьяне заселены и заселились, отдавать будут за малую цену и тем их, крестьян, могут пашенных и сенных мест лишить и вконец разорить. Еще же и то нашлось, что некоторые татара земли в кортом отдают не своего владения, но других. А когда о том подлинно сыщется, то вместо их другие, вклепався, продают оную и кортомят. И как видно, что Пермская провинциальная канцелярия, не справляясь с писцовыми книгами и не засвидетельствуя с другими знающими, чьи подлинно земли, записи и крепости пишет на оные неосмотрительно. И ради того требовано, дабы Государственная Берг-коллегия соизволила представить Правительствующему Сенату и исходатайствовать повеление, чтоб Кунгурского уезду земли размежевать от здешней заводской команды обще с кунгурским воеводою и разделить на всех крестьян и татар по равной части, и потребно[е] число и партикулярным заводам, дабы не могло никому впредь обиды быть и подобных сему споров и челобитья происходить.
  • (…) И без того размежевания никак инак тех споров пресечь нельзя, для того что крестьяне и татара одни места называют своими. А подлинно которой стороне крепки разобрать не по чему, ибо никогда тому уезду размежевания (кроме упоминаемых в деле русских владенных памятей, но и с теми Пермская провинция не справлялась) не было. И если повелится оную размежевать, и по размежеванию и разделению на всех что останется земли, то оную оставить впусте впредь для отдачи (Л.565об.) другим, кои от живущих в том уезде русских и иноверцев в предбудущие годы умножатся. А в указе из оной Берг-коллегии от 13 мая (…) 1750 году написано: (…) доколе то размежевание учинено будет, по то время крестьянам владеть теми ж местами, какими до сего владели, а заводчикам в те места не вступать. (…) А понеже хотя под показанные крепости и деревню до сего отводу земли (…) и не было (…), и для жительства тут из Кунгурского уезду крестьяне поселены (…) бывшим при здешних заводах Главным правителем (…) тайным советником г-ном Татищевым (…), а в Уложеньи напечатано в 16 главе в 39 статье (…)
  • (Л.566) (…), в Писцовом наказе 192 году (…) (Л.566об.) (…), того ради приказали (…): писать в Уфимскую провинциальную канцелярию и требовать, чтоб оная благоволила приказать геодезисту Калинину под показанные крепости (Л.567) и жилые около оных места, считая во дворе по 4 души мужеска пола, как по именным указам (…) императрицы Анны Иоанновны о раздаче деревень берг-офицерам в 1737 году считать определено, (…) земли и сенные покосы отмежевать неотменно (…). И буде ко оным сколько во обмежеваньи будет из татарских дач, то б со оных из платимого им[и] за те земли ясака потребное число (…) сложить. (…) И быть при том депутатом Пермской земской конторы управителю11 гитен-фервальтеру Алексееву. (…) Г.У. Райзер, Ф. Старого-Милюков, секретарь Евдоким Яковлев.
  1. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.1263. Л.563-567. Заверенная копия.
  2. (Л.564) Акция по переселению государственных крестьян Кунгурского уезда на Кунгурскую (Московскую) дорогу была проведена в 1735 – 1737 гг. по инициативе В.Н. Татищева.
  3. В 1735 – 1736 гг. вдоль дороги из Екатеринбурга в Кунгур были выстроены Гробовская, Киргишанская, Бисертская, Кленовская, Ачитская крепости.
  4. Административно крепости по Кунгурской дороге входили в Уткинскую слободу Екатеринбургского (до 1735 г. Арамильского) дистрикта Екатеринбургского ведомства. Сюда же входила и казенная Уткинская пристань на р. Чусовой. «А по ведомостям Чусовских казенных пристаней конторы , значится в показанных крепостях ныне в жительстве: в Ачитской 156, (Л.564об.) в Бисертской 249, итого 450 душ.»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий