О ЗАПРЕТЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ

Автор: Соколов Виктор Владимирович

О ЗАПРЕТЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ

В 1659 г. тобольский воевода князь Иван Андреевич Хилков наказывал туринскому воеводе, чтобы тот запретил выдачу подорожных до Москвы минуя Верхотурье.

Верхотурские власти устанавливают заставы препятствуя нелегальному прововозу товаров.

Однако против стеснений торговли выступили ясачные в 1680 г., требуя упразднения застав на их землях и обвиняя власти и стрелецкие караулы в том, что «торговым людям к ним приезду не стало».

В 1690 г. верхотурский воевода Григорий Нарышкин писал, что в 1685/86 г. по указу из Москвы «велено засечь дорогу, которая на Строгановы вотчины, чтоб конным проезду, а пешим проходу не было, для беглых людей и заповедных товаров поставить заставы.

И далее правительство продолжало поддерживать исключительный статус Бабиновской дороги. Так, в 1706 г. вышел указ, запрещавший кого-либо пропускать в Сибирь и из Сибири «кроме Верхотурья, иными дорогами». Однако торговый люд предпочитал другие пути. Показательно, что в следующем, 1707 году власти вынуждены были подтвердить свой запрет, специально оговорив, чтобы не ездили через «Арамиль и Катайский острог… и Уткинскую заставу и Ирбит»

Татищев получил указ Тобольской губернской канцелярии от 11 декабря 1721 г. Признавая в принципе, что новые дороги, проложенные в Сибирь, возможно, более удобны, чем Верхотурская, канцелярия, ссылаясь на грамоту 1704 г. из Сибирского приказа, отмечала, что не может разрешить проезд по этим дорогам.

  • В августе 1735 г. Особым указом правительства, очевидно, по информации Беринга, учреждалась почта, передвижение которой разрешалось по маршруту через Казань, Осу, Кунгур, Екатеринбург (на пространстве между Осою и Кунгуром почтовыми станциями были д. Пизьма на р. Пизе, приток Тулвы, татарская Бырма и с. Степановское).
  • В январе 1739 г., по недочетам таможни Верхотурской, дан Сенату указ с строжайшим подтверждением, чтобы ни купечество, ни другое какое-либо звание не смело ездить мимо Верхотурья, чтобы по прочим дорогам расположить заставы и подвергать конфискации товары и вещи проезжающих не указным трактом.
  • Запрещение ездить по этой дороге с товарами было подтверждено в 1758 г.
  • По той же дороге с Алтая пошли караваны с серебром, но проезд «служилых» и торговых людей был запрещен, однако этот запрет все время нарушался: новый путь был короче и экономичней, чем прежние, через Верхнюю Каму.
  • Дорогу через Осу и Кунгур приобретала все большую популярность, и правительство было вынуждено в 1763 г. официально разрешить проезд в Сибирь по «государевой дороге».
  • Только в 1763 г. открылось свободное сообщение по дороге Кунгур — Екатеринбург — Тюмень; в том же году была уничтожена Верхотурская застава.
    Этот гужевой путь стал называться Великим Сибирским трактом.
  • По нему двигались обозы китайского чая из Пекина в Кунгур, где товар расфасовывали и везли дальше через Осу – в Москву и Петербург.

 

Из Китая, кроме того, везли изделия из разноцветного шелка, различные украшения из серебра и кости, а также ковры и другие ценности. Через Россию в Китай устремились товары стран Западной Европы. Летом караваны шли по Волге и Каме до Осы, а затем на лошадях – в Сибирь.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий