Вогулы Пермской губернии


Вогулы Пермской губернии.

Вместе с русскими в Кленовской волости, Красноуфимского уезда, Пермской губернии, живут вогулы, считаемые в ведении кабинета Е.И.В. Подать свою платят ясаком, шкурами зверей. Вогулы эти, тем не менее, ничем не отличаются от русских своих соседей. Они живут на земле, некогда входившей в состав так называемой Кантугановской дачи, владельцами которой считают себя татары и ныне живущие в деревне того же названия кленовской волости. Эти татары называют тоже себя ясачными вогулами; им принадлежала вся Кантуганово; такая дача, большую часть которой купил у них, а затем купленную площадь расширил простым захватом Демидов и построил здесь Бисертский завод. Затем часть земли перешла в казну, и вогул переправили к государственным крестьянам и, взамен всей отнятой у них дачи, дали им надел как крестьянам.

В то давнее время они назывались еще вогулами некоторые крестьяне русские нанимали из них охотников в солдаты за себя, а сами селились у вогул, входя в состав их общества. В последствии, когда вогулы были переименованы в татар и названы были гос. крестьянами, эти поселившиеся здесь русские остались под старым именем вогул. В настоящее время вселение русских в состав вогульского общества совершается и вновь приписавшиеся тоже начинают называться вогулами.

Эти темные указания о прошлом и происхождении вогул заставляют внимательнее разобраться в этом вопросе. Некоторые местные исследователи считают ясачных вогул, означенных в официальных сведениях, в Ирбитском уезде, в иленских юртах, не вогулами, но татарами, ничем не отличающимися от соседственных тюменских татар; интересно также предположение, не происходили — ли эти иленские вогулы или татары от башкир, которые указывались здесь Кеппеном. Кантугановские татары считают себя вотчинниками наравне с башкирами, не происходят ли они от башкир? Смешение понятий несомненно было; вследствие чего происходит, что кантуганские татары называют себя вогулами, как может быть они прежде и писались, а иленские вогулы называют себя татарами. За разъяснением этих вопросов о происхождении вогул Кленовской волости нужно обратиться к местным жителям, откуда получается интересный материал по этим вопросам.

Ясачные вогулы Кленовской волости не родственны (не родичи) вогул Верхотурскаго уезда Пермской губ. Родоначальником вогул Кленовской волости был татарин прежде бывшей Бисертской, а ныне Кленовской волости, д. Кантугановой. Как было его татарское имя, остаётся неизвестным. Но известно, с какого времени, но вполне до 1835 г. Татары и черемисы этой волости назывались тоже ясачными вогулами: они платили один ясак лисицами, взамен чего им предоставлялось пользоваться пахатными и сенокосными угодьями, а так же лесом; они охотились уже без особой за это платы в казну, и были освобождены также от рекрутской повинности. Родоначальник вогул, не поладив с кантугановскими татарами ушел от них в Верхотурский уезд и там, в 1714 г. крестился в православную веру и назван был Федором Борисовичем Копыловым; а с 1722 года был записан в Верхотурских подушных книгах с разночинцами и платил с ними в казну по 1724 г. Все денежные подати сполна, земляными угодьями, однако, не пользовался, от чего пришел в крайнюю скудость и разорение. Эта причина заставила Копылова подать в Верхотурскую канцелярию прошение, в котором он жалуется на отсутствие у него земли и ставит на вид своё крещение, между прочим, указывает, что до 1712 года он платил с ясачными татарами Бисертской волости (позднее Контугановской, а затем Кленовской) ясаку по две лисицы в год и владел также всеми вотчинными, речными и лесными угодьями, и просил канцелярию исключить его из переписанных подушных книг по Верхотурью и приказать по прежнему платить ясак с татарами Бисертской волости и отдать ему во владение опять его земли, покосы и речные угодья. Верхотурская канцелярия указом от 4 мая 1728 года ходатайство его, Копылова, удовлетворила, выразившись в указе: «подушных денег с тебя, Копылов, спрашивать не велено, а велено тебе платить, со своей братией с новокрещенными вогулами, ясак, и прежние угодья сенокос и рыбные в той Бисертской волости владеть тебе по-прежнему; о выключке из подушных книг послать к разночинскому старосте указ; а о владении указ, а нынешний 1728 год взять с тебя, Копылова, против прежнего в казну Е.И.В. ясак, записать в приходную книгу».

Впоследствии право вогул рода Копылова на владение землями, лесом и охотою, со внесением лишь одного ясака, было подкреплено указом Императрицы Екатерины II , но год не известен. О дальнейшей судьбе этих вогул ничего не известно до 1834 года. В этом,1834 году, возникли споры о землях и лесах между Бисертским горным заводом умершего коллежского асессора Зеленцова и ясачными татарами и черемисами. По этому спору и вследствие рапорта в должности пермского гражданского губернатора, подкрепленного рапортом же министра финансов, правительствующий сенат, указом от 18 декабря 1834 года, имея в виду, что татары и черемисы по 8 ревизии записаны в этом названии, и ничем своего названия вогул не доказали теперь, оставляя претензию их по спору о землях без уважения, поручил пермской каз. палате причислять их к казенным крестьянам, платящим подати и разные повинности, а равно привлечь их и к отбыванию рекрутской повинности. Таким образом, из ясачных вогул здешние татары и черемисы преобразовались в 1835 году в государственных татар и черемис, что видно из указа пермской казенной палаты красноуфимскому земскому суду от 20 февраля 1835 года № 2495, которым сделано распоряжение о наделении их 15 десятинною на душу пропорцией земли.

Между тем как право вогул, потомков Копылова, по указу прав. сената осталось неприкосновенным в виду указа верхотурской канцелярии от 4 мая 1728 года, т.е. они по прежнему должны были платить ясак, состоя тогда по 8 ревизии в 62 душах мужского пола. Землевладение с этого времени ограничивается (указ №2495) у них наделением 30 десятиною на душу пропорцией земли отдельно от черемис и татар. Этого количества земли и числилось за ними до 1872 года.

С 1835 года или позднее вогулы начали платить подушную подать. Затем по 5 коп. с души капитала народного продовольствия; а с учреждением земства платить и земские повинности, потом позднее привлечены к платежу госуд. поз. налога. Ясаку они с давнего времени уже вносят лисицами по 24р.40коп. с 1874 года отбывают воинскую повинность, а до сего времени считаются в ведении министерства Императорского Двора.

Родоначальником вогул по фамилии, как выше сказано, был Копылов; следовательно, вогулы с этой фамилией есть коренные жители волости.

Но теперь есть вогулы и других фамилий: Накаряковы, Бердниковы, Кочневы, Чистяковы и Феденевы – все из русских крестьян. Каким путем эти фамилии внедрились в состав коренного населения — документальных данных нет, но есть предание, что у некоторых фамилий еще прадеды их были приемышами у вогул Копыловых, поэтому и они стали называться вогулами, но сохранили свои фамилии, таковы Бердниковы и Чистяковы.

О фамилии Феденевых, говорят, что когда-то дед их нанял вогула (из фамилии Копыловых) за себя в рекруты и когда этот был принят в солдаты, Феденев стал вогулом.

После Х ревизии официальным порядком, по распоряжению пермской казенной палаты от 11 мая 1888 года №4321, причислено к вогулам только одно семейство крестьянина Романова из Оханского уезда, из 2-х наличных душ муж. пола и 4 женского.

По точным сведениям ревизских душ вогульского общества считается 113 мужск. пола и 109 женского: наличных коренных фамилий Копыловых 97м., 91ж. других фамилий и причисленных 107-107, всего 204.м, 208 женщ. Денежные подати вогулы раскладывают по душам, и каждый хозяин платит за столько душ, на сколько принял земли при дележе её. Ясак платился лисицами. Лисиц сдает в казну на 24р. 40коп. в год. На эту сумму налавливает их один хозяин (ныне старшина) и сдает их в казначейство, а затем собирает с своих однообщественников деньги в уплату за доставленных им лисиц. Этот сбор раскладывается между домохозяевами не по земле, а по работникам; облагаются сбором на ясак все взрослые мужчины – с 16-летнего по 60– ти — летний возраст.

Вогулы нынешние ничем не отличаются от русских и никаких остатков язычества или магометанства не заметно. Земская управа делит вогул на два общества – кленовское и накаряковское, казенная же плата издревле считает вогул за одно общество. Землею вогулы владеют черезполосно с русскими крестьянами.

(С-ский А. Вогулы Пермской губернии. Пермские Губернские Ведомости — 20 декабря 1897 года).

Оставьте комментарий